Накануне решения по ставке Центробанка России рынки почувствовали на себе нервозность рублевых трейдеров.
Одной видимости того, что советник по национальной безопасности США Джон Болтон (John Bolton) взял в среду, 23 октября, примирительный тон по санкциям США, оказалось достаточно, чтобы рубль сменил падение на внутридневной рост почти на 1%.
Но как только стало ясно, что его комментарии, с которыми он выступил в Азербайджане, не были столь оптимистичными, предположения о том, что Вашингтон может воздержаться от дальнейших санкций, быстро рассеялись, а рубль упал к доллару второй день подряд.
Пока руководство российского центробанка готовится к совещанию в пятницу, 26 октября, чувствительность рубля также поднимает вопрос о том, насколько эффективными были меры поддержки, принятые на последнем заседании.
Приостановка покупок иностранной валюты и первое с 2014 года повышение ключевой ставки, сильно удивившее рынки, привели к росту рубля на 4% с момента принятия этого решения. Однако почти половина этого укрепления произошла за счет ослабления доллара, о чем сообщает группа компаний «ИНГ» (ING Groep NV), и рубль остается уязвимым.
«Решение центрального банка приостановить валютные интервенции, возможно, несколько компенсировало давление на рубль со стороны внутрироссийских факторов, но оно не сделало рубль неуязвимым перед глобальными тенденциями», — объяснил Дмитрий Долгин, главный экономист «ИНГ» в Москве.
Хотя на прошлой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина обещала оказать поддержку в случае кризисной ситуации на рынке, встреча в пятницу, как ожидается, будет спокойной. После неожиданного повышения ключевой ставки в сентябре на четверть процентного пункта 39 из 41 экономиста, опрошенного «Блумберг», прогнозируют, что ставка останется на уровне 7,5%.
Масса опасностей
Рублю продолжает угрожать множество рисков. По мере приближения промежуточных выборов конгрессмены США продолжают рассматривать возможность введения санкций, которые могут запретить инвесторам покупать новые российские государственные облигации и наложить ограничения на российские банки.
К 11:05 по московскому времени в пятницу, 26 октября, курс рубля почти не изменился и составил 65,6150 рубля за доллар. Таким образом, за эту неделю его курс снизился на 0,2%.
Центробанк заявил о том, что в дальнейшем он наверстает то, что он упустил в период приостановки покупок иностранной валюты. Это может стать дополнительным фактором риска для рубля, поскольку правительство намеревается снова накапливать резервы.
Однако, с точки зрения некоторых экономистов, решение о возобновлении покупок валюты свидетельствует о гораздо более тревожных моментах в отношении центробанка к рублю.
Красные линии?
Тот факт, что центробанк нажал на паузу, указывает на существование неких красных линий для обменного курса, которые слабеющему рублю просто не позволят пересечь, как сказал Владимир Тихомиров, главный экономист в финансовой группе БСК.
В 2014 году, когда первый раунд американских и европейских санкций помог отправить российские рынки в штопор, российский центробанк вмешался и активно поддержал рубль, а затем отпустил рубль в свободное плавание. С тех пор центробанк обещал избегать интервенций, если только колебания курса рубля не будут угрожать финансовой стабильности.
Руководство центробанка утверждает, что оно позволяет рынку самому определять обменный курс, и называет паузу в покупке иностранной валюты попыткой стабилизировать рубль. По словам Набиуллиной, решение о возобновлении этой программы будет зависеть от волатильности, а не от обменного курса рубля.
Однако, вполне возможно, в последнем решении центробанка касательно ключевой ставки присутствует элемент дымовой завесы, как говорит Наталья Орлова, главный экономист «Альфа-банка».
«Решение повысить ключевую ставку похоже на некую ширму, — сказала Орлова. — Оно позволило им отвлечь внимание от объявления о приостановке покупок иностранной валюты и создать впечатление, что центробанк регулирует экономику при помощи процентных ставок».