Термин «промежуточные выборы», устоявшийся в русскоязычной экспертной литературе, не совсем точно передает смысл этого политического события. На английском они называются Midterm election, что дословно значит выборы, проходящие в середине срока полномочий. Имеется в виду срок полномочий президента, который равен четырем годам.
Законодательная власть в США, как известно, принадлежит Конгрессу, состоящему из двух палат — Сената и Палаты представителей. Каждые два года переизбираются треть сенаторов и весь состав Палаты представителей (435 членов). Понятно, что каждые четыре года эти выборы совпадают с выборами президента, что и придает им особую значимость. Но не менее интересными становятся и выборы в Конгресс, не совпадающие с президентскими. Их считают своего рода референдумом о доверии президенту, избранному двумя годами ранее. «Завтра на кону будет все, чего мы достигли», — заявил Трамп своим сторонникам накануне выборов.
К нынешним промежуточным выборам было приковано особое внимание как американской общественности, так и мирового экспертного сообщества. Два года прошло с выборов 2016 года, когда неожиданно для многих победу одержал нынешний хозяин Белого дома Дональд Трамп. Как и тогда, нынешняя кампания ознаменовалась крайней поляризацией общественного мнения в США, жесткими дискуссиями и острыми дебатами по вопросам расы, иммиграции и иных культурных аспектов.
Стоит отметить, что в ходе избирательной кампании демократы в основном избегали прямых нападок на Трампа, предпочитая сосредоточиться на проблемах, таких как здравоохранение. Риторика же Трампа, который решил личным участием оказать поддержку своим однопартийцам, напротив, была полна упреков в адрес демократов, которых он обвинил в попытке навязать Америке социализм.
Хотя сам Дональд Трамп в этом году не участвует в выборах (ближайшие президентские выборы пройдут через два года, в 2020 г.), избиратели своими голосами дали оценку именно его президентству за последние два года. И нынешние промежуточные выборы показали, что результат действий Трампа оказался не столь уж плачевным. По крайне мере, исход последнего волеизъявления американского электората не отошел от устоявшейся тенденции.
Эта тенденция выражается в том, что в чисто исторической перспективе промежуточные выборы традиционно складываются не в пользу действующего президента. Начиная с 1862 года, партия президента в среднем теряет на промежуточных выборах 32 места в Палате представителей и около двух мест в Сенате. Из 47 промежуточных выборов с 1826 года партия президента теряла места в Конгрессе на 41.
Поэтому результаты нынешних промежуточных выборов не стоит трактовать, как поражение Трампа. По имеющимся на данный момент предварительным данным, контроль над Палатой представителей Конгресса, как и ожидалось, перешел к демократам, в то время как республиканцам удалось сохранить преимущество в Сенате.
В этом году, как и положено по Конституции, переизбирался весь состав Палаты представителей и 35 из 100 сенаторов — 33 сенатора в обычном порядке и 2 сенатора на специальных выборах. Будут также избраны губернаторы 36 штатов (в остальных выборы проводятся одновременно с президентскими).
Демократам удалось значительно увеличить свое присутствие в Палате представителей, где им теперь будет принадлежать более 218 мест, необходимых для большинства. Отметим, что на выборах 2016 года демократам удалось выиграть лишь 195 мест в Палате представителей.
Принимая во внимание, что из 100 сенаторских кресел разыгрывалось, если так можно выразиться, всего лишь 35, то особых шансов на изменение расклада в верхней палате Конгресса не ожидалось. Республиканцам удалось сохранить небольшой перевес в Сенате, что мало чем отличается от предыдущего расклада — 51 у республиканцев, 47 у демократов и 2 у независимых.
В одной из наших предыдущих статей мы подробно говорили о возможности объявления импичмента президенту Трампу, в случае если его действия создадут невыгодную атмосферу для республиканцев в преддверие промежуточных выборов. Судя по всему, президентство Трампа на поверку оказалось не столь уж неудобным для республиканского истеблишмента, которому, скорее всего, удалось найти определенные точки соприкосновения с этим политическим неформалом. Хотя последний эпитет в нынешних условиях уже не звучит столь же убедительно, как два года назад.
Объективная действительность заставляет признать, что реальные действия президента Трампа, в отличие от его зажигательной риторики, имеют вполне традиционную консервативную природу, характерную для представителя Республиканской партии. Республиканцы всегда особое внимание уделяли развитию экономики через поощрение свободного частного предпринимательства. При Трампе были снижены налоги и ослаблено регулирование, что, по его словам, привело к росту экономики страны. И действительно в США фиксируется рекордно низкий уровень безработицы и рост зарплат. С другой стороны, Трампу удалось назначить в Верховный суд США двух консервативных судей, что обеспечит консервативное большинство в этом органе на долгие годы, так как члены Суда находятся в должности пожизненно. И хотя демократам эти назначения были явно не по душе, консервативные американцы, а их в стране довольно таки много, были удовлетворены подобным раскладом.
Для информации напомним, что импичмент должен быть инициирован в Палате представителей, где необходимо лишь простое большинство голосов, чтобы принять данное решение. После этого дело передается в Сенат, где и проходят непосредственные слушания. При этом для осуждения президента и окончательного отстранения от должности необходима поддержка двух третей сенаторов, чего, собственно говоря, никогда не было в истории страны. И хотя теперь импичмент Трампу может спокойно пройти через Палату представителей, он обречен на провал в Сенате.
Новый 116-й Конгресс начнет свою работу только 3 января следующего года. Однако уже сегодня ясно, что в ближайшие два года демократам удастся весьма серьезно влиять как на законодательный процесс, так и на способность исполнительной власти полноценно руководить страной. Демократам удастся по полной программе вставлять палки в колеса экономической политике Трампа, учитывая полномочия Палаты представителей по утверждению бюджета и других экономических и финансовых инструментов.
Хотя импичмент и не имеет шансов на окончательный успех, контролируемая демократами Палата представителей вполне способна затянуть Трампа в водоворот бесконечных и непрекращающихся слушаний и расследований. Здесь будет и вопрос о вмешательстве России в выборы 2016 года, и вопросы коррупции, и вопросы неуплаты налогов Трампом за все время ведения им бизнеса, и многое другое. Кульминацией могут стать слушания по вопросу об импичменте, которые реально способны парализовать нынешнюю администрацию. Так что Трампа ждут тяжелые времена.