Примерно с лета текущего года можно наблюдать, как растет напряженность между Украиной и Россией в связи с Азовским морем. Эта проблема — продолжение почти пятилетнего конфликта между двумя соседними странами, которые объединяет продолжительная общая (хотя сегодня уже разобщающая) история. Азовское море просто стало еще одним аспектом конфликта между Западом и Россией вокруг Украины и более широкого конфликта между Украиной и Россией, включающего также националистический, языковой, религиозный, культурный (в виде культурных войн), экономический (санкции), территориальный и военный аспект.
В конце октября Европейский парламент проголосовал за резолюцию, которая предполагает новые санкции против России в случае, если ситуация в Азовском море будет обостряться. В последние месяцы на Украине велась оживленная дискуссия о том, что страна должна выйти из пока еще действующего договора 2003 года, определяющего статус Азовского моря. Кроме того, уже принято решение, что к концу года на украинском побережье Азовского моря появится новая военная база, и в регионе уже появились малые военные корабли. Россия, в свою очередь, оказывая давление на Украину, блокирует или очень осложняет морские перевозки в этом море. Кроме того, Россия расширила в нем свое военное присутствие, в частности для защиты открытого в мае моста через Керченский пролив, который является единственным входом из Черного моря в Азовское. Керченский мост изменил геополитику всего региона, соединив российский материк с Крымом, и изменил значение Азовского моря как внутреннего моря России и Украины. Однако с мостом также связаны новые технические ограничения, поскольку проплывать под ним могут транспортные суда высотой до 33 метров. В результате украинская сторона столкнулась с проблемами.
Азовское море — водоем площадью 39 тысяч квадратных километров. Его средняя глубина — семь с половиной метров, а общая протяженность побережья достигает 1472 километров. После российской аннексии полуострова Крым в 2014 году большая часть побережья Азовского моря на западе, востоке и северо-востоке принадлежит России. Кроме того, часть побережья от российской границы вплоть до Мариуполя, подконтрольного Украине, находится в руках Донецкой Народной Республики. Помимо Мариуполя, наиболее крупные украинские порты на побережье Азовского моря — это Бердянск и Геническ, а в Крыму — Керчь. С восточной российской стороны крупнейшие порты: Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону, Ейск и Приморско-Ахтарск. В азовском морском регионе наиболее развиты, несомненно, отрасль морских транспортных перевозок, а также рыболовство и переработка рыбы, туризм и курортный отдых.
Как известно, с XV по XVIII век весь этот регион контролировала Османская империя. В Азове, городе в северо-восточной части Азовского моря, с 1475 года стояла мощная османская крепость Азак. И именно в этот регион царь Петр I отправлял несколько азовских походов в конце XVII века. Их целью было получить выход в Черное море и, разумеется, вообще вытеснить давнего соперника из региона. Фактически это удалось сделать только Екатерине II, которая отвоевала татарский Крым, бывший вассалом Османской империи. Приобретение Крыма позволило создать российский Черноморский флот (1783 год) для защиты российских владений на юго-востоке. У флота было и еще несколько задач, в частности: обеспечивать доступ к мировой торговле (морской транспорт), способствовать российско-украинской колонизации Новороссии, а также помогать в дальнейшем соперничестве с Османской империей и, конечно, западными державами.
Сегодня Азовское, Черное и Средиземное моря относятся к «ведению» Черноморского флота России, главным военным портом и базой которого является Севастополь. Вместе со всем Крымом он отошел России в 2014 году. Как известно, до этого момента Россия арендовала этот военный порт и базу у Украины, то есть вплоть до 2014 года в Севастополе, помимо украинского флота, законно базировался и российский флот. Когда Крым присоединился (был аннексирован) к России, Украина потеряла военно-морской доступ к Крыму, а также к Азовскому морю. То есть там не осталось украинских военных кораблей. В феврале 2018 года в Азовское море через Керченский пролив вошли два военных корабля, вставшие на якорь в Мариуполе. Недавно Украина по суше привезла туда еще несколько малых военных кораблей с двумя 30-миллиметровыми орудиями. В будущем планируется строительство новой военно-морской базы в Бердянске с дивизией малых военных кораблей, вооруженных орудиями, пулеметами, минометами и крылатыми ракетами. Добавлю, что сейчас главная военно-морская база Украины находится в Одессе.
Новая база, которая, несомненно, представляет опасность для региона в целом (украинцы, например, обещали заминировать Азовское море), с военной точки зрения не слишком много значит, поскольку главным недостатком Бердянской базы будет то, что морской путь в Азовское море контролирует Россия. Более того, у России есть доступ к этому морю через Волго-Донской канал из Каспийского моря, где у нее тоже флот. Поэтому база принесет Украине больше пользы, если будет использоваться для защиты прибрежных областей от российского вторжения, которого украинцы всерьез опасаются (особенно, как бывало в прошлом, во время крупных спортивных событий в России). С политической точки зрения новая база — часть текущей предвыборной борьбы на Украине.
Морские силы России и Украины не равны. Российский Черноморский флот насчитывает 25 тысяч моряков и около 2,8 тысяч самых разных кораблей, которые в последние годы модернизируются. С украинской стороны — 66 кораблей (разных типов) и 11 тысяч моряков. Украине приходится полагаться на западную помощь и брать на эксплуатацию «подержанные» корабли, например, из Дании. Российский Черноморский флот не разместил в Азовском море постоянную группу кораблей, но в сентябре, по западным данным, там находилось 40 кораблей. Россия может свободно распоряжаться перемещениями своих кораблей между Черным и Азовским морями, поскольку контролирует регион. Кроме того, как уже было сказано, она может использовать Волго-Донской канал с устьем под Ростовом-на-Дону.
Итак, в чем же проблема? Помимо конфликта, на фоне которого она возникла, есть еще два обстоятельства. Согласно договору между Украиной и Россией, подписанному в 2003 году и ратифицированному обеими странами в 2004, Азовское море является внутренним морем этих двух государств. То есть на него не распространяются общепринятые правила международного морского транспорта и другие постановления ООН о международных водах. Нет четкой границы (12 миль от побережья) и пределов международных вод. Согласно договору, Азовское море общее, и возможные споры должны решаться договором двух сторон. Обе они могут отправлять в него корабли, включая военные, однако военные корабли третьих стран могут войти в Азовское море только с позволения Украины или России. Проблема в том, что сейчас Россия и Украина не способны ни о чем договориться. Это подтверждает и строительство Керченского моста, который Россия возвела против воли Украины (и так же против воли Киева присоединила Крым, хотя и был проведен референдум с понятным исходом). Фактически эта договоренность не действует из-за украинско-российского конфликта, который разорвал сеть исторических связей между Украиной и Россией.
Недавно на Украине обсуждали возможность выйти из этого договора 2003 года и таким образом приступить к решению проблемы. Правда, несмотря на резкие заявления, в итоге Министерство иностранных дел Украины сообщило, что пока выхода из договора не будет. Иначе страна могла бы втянуться в очередной территориальный спор без ясных преимуществ для Киева. Фактически, учитывая географию, стратегически важная часть моря отошла бы России (вероятно, это главная причина, по которой Киев отказался от выхода из этого договора, в отличие от Договора о дружбе).
Все говорит о том, что улучшений в украинско-российских отношениях не предвидится и что Азовское море закономерно превратилось в еще одну «площадку» непрекращающегося конфликта и стало очагом напряженности. Однако эта, на мой взгляд, трагическая для обеих стран глава скоро хотя бы отчасти завершится, потому что в 2019 году на Украине состоятся президентские, а затем и парламентские выборы. Они, несомненно, принесут перемены. Но к лучшему ли — вот в чем вопрос.