Enab Baladi (Сирия): экономические инвестиции или политические амбиции? Реконструкция в ожидании финального свистка

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Восстановление Сирии — это не только экономический, но и политический процесс, который позволит участвующим в нем силам укрепить свое влияние в регионе на долгий срок, пишет автор. Однако эксперты расходятся во мнениях как по поводу роли России в урегулировании сирийского конфликта, так и по поводу будущего самой Сирии.

Вот уже несколько месяцев во властных кругах государств, заинтересованных в урегулировании сирийского вопроса, ведутся разговоры о восстановлении Сирии в зависимости от политической ориентации и стратегических интересов этих стран. Это государства, поддерживающие режим Асада, такие как Россия и Иран, а также другие игроки, такие как европейские страны и Соединённые Штаты, которые заявляют, что стремятся к политическому урегулированию в соответствии с женевскими договоренностями.

Все это начало происходить вслед за военными и политическими событиями, произошедшими на сирийской арене в прошлом году. Наиболее важным из них стало сокращение военных операций между силами Асада и оппозиционными группировками, после того как сирийский режим, поддерживаемый Россией и Ираном, установил контроль над большими участками территории, где ранее властвовала оппозиция, начиная с Восточной Гуты, зоны к югу от Дамаска, и заканчивая Дераа на юге.

Страны, желающие принять участие, ждут финального свистка о конце войны и соглашения касательно окончательной формулы политического решения, чтобы запустить свои проекты и привлечь компании к работе в Сирии. Цель — сохранить свои квоты на инвестиции, поскольку нынешнее правительство не может восстановить страну самостоятельно.

В этой статье «Эйнаб Баляди» пытается пролить свет на последствия задержки политического урегулирования для начала восстановления страны и наиболее важных игроков, которые могут участвовать в этом процессе, будь то в случае сохранения у власти Башара Асада или его ухода.

Разделение квот и политическое урегулирование

Реконструкция Сирии — это не только экономический, но и политический процесс, который позволит участвующим в нем силам укрепить свое влияние в Сирии на долгий срок. Большинство стран-участниц стремятся играть роль в определении будущего этого государства.

Сирийский исследователь Сократ Аль-Ульви, специализирующийся на политической экономии и международных отношениях, исключает возможность того, что разделение квот на участие в реконструкции — это то, что задерживает и мешает политическому решению. Главным препятствием, по его мнению, является попытка России навязать свое видение через сочинскую конференцию, то есть сохранение Асада у власти, возвращение территорий под контроль государства, изменение Конституции и проведение выборов. В то время как Америка и государства Европы и Персидского залива хотят создания переходного руководящего органа в соответствии с женевскими решениями и резолюцией ООН 2254.

Эксперт упомянул, что есть несколько факторов, которые имеют большее значение по сравнению с реконструкцией и превращают Сирию в поле битвы. В первую очередь это иранское присутствие, которое беспокоит регион, особенно Израиль и страны Персидского залива. Тем временем курды обеспокоены политикой Турции, которая не покинет территорию Сирии, пока не урегулирует кризис в отношениях с Америкой, обеспечит безопасность своих границ. Также они обеспокоены присутствием Соединенных Штатов, которые контролируют большую часть территории Сирии, богатую нефтяными ресурсами, а также плотину на реке Евфрат, являющуюся крупнейшим генератором электроэнергии в стране.

Со своей стороны, член оппозиционной «каирской группы» Фирас аль-Халиди считает, что распределение квот между крупными державами не является препятствием на пути желанного политического урегулирования, и согласие основных держав в отношении раздела своего влияния в Сирии представляет интерес для неё и сирийского народаСтрана неизбежно станет безопасной, если многонациональные компании буду заниматься восстановлением государства и инвестициями в этот процесс.

Аль-Халиди отметил, что механизм работы этих компаний, если они начали свою деятельность внутри Сирии, противостоит любой репрессивной монополистической политической системе, которая, как опасаются сирийцы, может быть им снова навязана.

Только две страны способны восстановить Сирию

По словам президента Сирии Башара Асада в апреле прошлого года, цена проекта реконструкции в Сирии «большая», так что Сирия и ее сторонники (Россия и Иран) не могут оплатить ее самостоятельно. В связи с этим возник вопрос, какие страны способны заплатить такую сумму — до 400 миллиардов долларов.

Аль-Ульви считает, что, учитывая ситуацию в мировой экономике, можно сказать, что в настоящее время только две страны способны выйти на сирийский рынок — Германия и Китай. Страны Персидского залива страдают от бюджетного дефицита, а также заключили крупные сделки о покупке американского оружия.

По словам эксперта, Германия знает, что станет основным партнером в деле восстановления Сирии, поэтому мы отмечаем ее сближение с Россией и возрастающую роль в течение последнего периода. Позиция Китая выглядит неясной по двум причинам: Сирия не считается сферой его интересов, и президент России не позволяет ему участвовать в политическом урегулировании и хочет, чтобы китайское сотрудничество ограничивалось инвестициями и денежной поддержкой. Однако, при этом Китай, как и Европейский союз, отказывается ограничиваться вложением денежных средств, поскольку это лишь укрепит позиции Путина в Сирии, и хочет также участвовать в политическом урегулировании.

«План Маршалла» и российское-американское влияние

Влияние на сирийскую арену практически ограничено двумя полюсами — это Америка, за которой стоят европейские страны и страны Персидского залива, и Россия, главный сторонник сирийского режима. Аль-Ульви считает, что Соединенные Штаты могут уменьшить влияние со стороны России путем борьбы с ней и запуск экономических проектов, как это было после Второй мировой войны с «планом Маршалла». В прошлом году стали говорить о возможности его использования в качестве модели для реконструкции в Сирии.

В тот период Америка выдвинула экономическую инициативу, чтобы изолировать Советский Союз от Европы и остального мира, защитив последние от советского влияния и распространения коммунистической идеологии.

«План Маршалла» был назван в честь госсекретаря США Джорджа Маршалла в 1947 году, который объявил о проекте реконструкции европейских стран, которые подверглись масштабным разрушениям. Он предполагал поставки товаров и долгосрочные кредиты. За четыре года реализации плана, между 1948 и 1952 годами, Америка предоставила европейским странам 13 миллиардов долларов, в основном в виде грантов, в то время как часть из них — это долгосрочные ссуды.

Соединенные Штаты также запустили проект «Четвертый пункт программы Трумэна», который был предложен американским президентом в 1949 году. Часть проекта была направлена на страны Ближнего Востока (включая Ливан, Сирию и другие государства), которым была оказана техническая, сельскохозяйственная, медицинская и экономическая помощь с целью вмешательства в их внутренние и внешние дела. Коммунистическая волна должны была быть остановлена путем открытия офисов во многих странах мира, которым была доверена реализация этих программ.

Сократ Аль-Ульви считает, что этот сценарий вряд ли будет реализован, поскольку у Америки нет интересов в Сирии или намерения остаться в регионе. Ее присутствие связано с присутствием Ирана на сирийской территории и зависит только от требований Израиля и стран Персидского залива (в первую очередь Саудовской Аравии), которые заплатили миллионы долларов для сохранения американских сил в Сирии после угрозы президента Дональде Трампа вывести свои войска, если Эр-Рияд не оплатит соответствующие расходы.

Что касается роли Германии в Сирии, то Аль-Ульви считает, что «план Маршалла» должен был спасти Западную Европу от господства Советского Союза и коммунистической экспансии. Сегодня же роль России на сирийской территории согласуется и координируется с Соединенными Штатами и европейскими странами, так как между ними больше нет идеологической враждебности.

Тем не менее эксперт выражает свои опасения касательно столкновения разных культур в ряде регионов Сирии в процессе реконструкции. Он подчеркнул, что за сирийский север будет отвечать Турция, которая начала предпринимать практические шаги по восстановлению зданий школ, торговых маршрутов и деятельности операторов связи, в дополнение к школьному обучению детей по турецким учебным программам и исторически развитым отношениям между двумя странами. Это может привести к созданию в этом сирийском регионе культуры, которая будет отличаться от культуры в остальных областях, где послевоенным восстановлением будет заниматься режим или европейские компании.

Термины, связанные с политическим процессом

«Политическое решение» или «политический переход»

Очевидно, что приверженность некоторых стран термину «политический переход» и настойчивость России в использовании термина «политическое решение», связано с различиями в значении данных двух понятий. Оба используются сторонами в качестве предварительного условия для запуска любого процесса, который наступит после политического урегулирования, будь то реконструкция или процесс возвращения сирийских беженцев в свою страну.

Путь к политическому решению проходит через три ключевых станции: женевский трек, астанинский трек и переговоры в Сочи. На каждой из них наблюдается различие между позициями государств относительно условий и этапов политического процесса.

Термин «политический переход» трактуется как постепенный политический процесс, который позволяет перейти от режима диктатуры к плюралистической демократической системе, основанной на свободе выбора и народной легитимности, которые выражаются в свободных и справедливых выборах. Понимание «политического решения» варьируется в зависимости от страны, которая использует данный термин. В отношении Сирии он понимается как политический процесс, который гарантирует, что оппозиция будет управлять страной вместе с правительством режима при одновременном сокращении полномочий президента.

В своем заявлении для «Эйнаб Баляди» официальный представитель Высшего комитета по переговорам Яхья аль-Ариди отметил, что в отношении термина «политическое решение» у России и сирийского режима есть свои критерии.

«Для нас, Европейского Союза, Соединенных Штатов и некоторых арабских и других региональных государств, в том числе Турции, это означает, в частности, выполнение международных резолюций и политических преобразований, — подчеркнул аль-Ариди. Политический переход — это реальные изменения, которые создают безопасную среду для возвращения беженцев и восстановления страны».

Переходная фаза обычно требует нескольких лет, будь то «политический переход» или «политическое решение». Ее кульминацией являются формирование конституционных органов, которые должны иметь суверенные полномочия, определенные текстом Конституции.

Оба процесса нуждаются в факторах, которые бы их ускорили, включая благоприятную экономическую обстановку, общественную атмосферу, прекращение вооруженных конфликтов, а также подготовительный процесс, который бы этому предшествовал.

Для поддержки своего видения политического решения Россия подготовила соответствующую почву, выделив нескольких этапов подготовки к его продвижению на международной арене, первый из которых — контроль над большей частью территории страны, а также формальные процессы «национального примирения» с соответствующими «гарантиями».

Первые разговоры о политическом процессе, который должен был привести к политическому переходу, со стороны самих сирийцев зазвучали в Женеве 30 июня 2012 года на встрече «Группы действий» по Сирии по просьбе тогдашнего специального посланника ООН и Лиги арабских государств по Сирии Кофи Аннана.

«Конфликт в Сирии закончится только тогда, когда все стороны получат гарантии, что существует мирный путь к общему будущему для всех», — говорится в тексте женевского коммюнике о шагах для перехода к политическому процессу.

В документе также говорится, что «любое урегулирование предусматривает четкие и необратимые шаги по осуществлению перехода согласно установленному графику». Стороны заключили, что ключевыми шагами являются формирование переходного управляющего органа, способного создать нейтральную обстановку, на фоне которой может быть осуществлен данный переход. «Этот орган должен в полном объеме осуществлять полномочия исполнительной власти. В его состав могут войти члены нынешнего правительства и оппозиции, а также члены других групп, и он должен быть сформирован на основе взаимного согласия», — указано в тексте.

Кроме того, стороны согласились, что определять будущее страны должен сирийский народ: «Все группы и сегменты общества в Сирии должны получить возможность участвовать в процессе национального диалога. Этот процесс должен не только быть всеобъемлющим, но также и значащим — то есть, его ключевые итоги должны быть воплощены в жизнь».

Исходя из этого, «конституционный порядок и правовая система могут быть пересмотрены, результаты конституционного проекта должны быть представлены на публичный референдум, а свободные, справедливые и плюралистические выборы должны быть подготовлены и проведены для заполнения новых институтов и органов, созданных после установления нового конституционного порядка».

​Помимо устных приглашений, которые не принесли плодов, Россия начала впервые соблазнять Запад, когда объявила о плане по возвращению 5,6 миллиона беженцев в Сирию, пытаясь предоставить международному сообществу открытое пространство и, возможно, шанс избавиться от бремени со стороны беженцев в обмен на финансовую поддержку процесса восстановления Сирии.

Однако слабая реакция международного сообщества на план по возвращению беженцев, цели и содержание которого до сих пор неизвестны, по-видимому, заставляет Россию пойти на дальнейшие уступки в сирийском вопросе, особенно если учесть, что российский план совпал с провалом Москвы вовлечь крупные государства в свои проекты по восстановлению в Сирии.

Будет ли Россия торговаться по вопросу правящего режима?

С точки зрения сирийского оппозиционера Фираса аль-Халиди, члена «каирской платформы», у России нет ничего в Сирии, что бы она могла предложить взамен крупным державам, кроме уступок в отношении правящего режима. По его словам, российское военное присутствие, в том числе в сирийском воздушном пространстве и использование передовых оборонных систем не позволяет русским скрутить руки международному сообществу, которое может изменить ситуацию в считанные дни, если того захочет.

Взгляды на уступки, которые могут быть сделаны Россией для обеспечения участия западных стран в восстановлении Сирии разнятся. Некоторые говорят, что Россия может отказаться от Асада в обмен на это, в то время другие полагают, что наибольшее, что может позволить Россия, так это допустить вхождение сирийской оппозиции в органы власти при правящем режиме. Это может удовлетворить Запад, который бродит вокруг итогов женевского, а не астанинского трека.

Что касается Фираса аль-Халиди, то он считает, что россияне не будут отдавать свой единственный козырь в Сирии, а именно поддержку режима Асада, поскольку считают, что сохранение Асада во главе государства является источником легитимности их присутствия в Сирии. Таким образом, как считает аль-Халиди, Москва не откажется от Асада, пока не будут достигнуты цели российского вмешательства.

Хотя Россия с самого начала своего вмешательства в Сирию не допускала возможности свержения режима Башара Асада, 8 октября заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин заявил в интервью российскому информационному агентству «Спутник», что вопрос об уходе Асада уже «пройден» и никто его больше не поднимает.

​Он отметил, что судьба президента Сирии Башара Асада не будет предметом обсуждения в ходе любых будущих переговоров между режимом и оппозицией, и, таким образом, Россия оградила вопрос об изменении режима в Сирии от любых западных соображений.

Однако член «каирской платформы» Фирас аль-Халиди считает, что международное сообщество, возглавляемое Соединенными Штатами, продолжает придерживаться своего совместного с Россией плана, чтобы принести мир в Сирию, поскольку со стороны Вашингтона не было зафиксировано ни одной серьёзной попытки разорвать это соглашение.

«На сегодняшний момент для России важнее, чем любой другой стране в мире, представить свои полномочия как возможности настоящего международного игрока, который является сбалансированной частью международной системы управления, нацеленной на урегулирование кризисов в мире», — добавил сирийский оппозиционер.

По его словам, Россия осознает, что нынешний экзамен для неё является последним шансом либо на активное возвращение, либо на окончательный выход из международной игры. «Повышение российской ставки, вот, что демонстрирует правящему режиму эту высокую ценность», — подчеркнул аль-Халиди.

Возможность для Европы решить вопросы в отношениях с Россией

Исследователь Сократ Аль-Ульви считает, что европейские и другие западные страны могут использовать вопрос о восстановлении Сирии для урегулирования подвешенных международных проблем между ними и Россией. Особенно это касается украинского Крыма, который был присоединен Россией к своей территории на фоне европейской критики в адрес происходящего, в дополнение к проблеме Балтийского моря, разногласиям Москвы со скандинавскими странами и другим сложным вопросам.

Он добавил, что если европейцы решили бы эти вопросы и сосредоточили своё внимание на сирийском конфликте, то большее, что может предложить Россия, это предоставить сирийской оппозиции место у власти, но, вернувшись к женевскому треку, при участии всех стран и вдали от треков в Астане и Сочи, которые уменьшили роль Запада в сирийском политическом процессе.

Однако, по мнению Аль-Ульви, участие оппозиции будет формальным, так как именно режим Асада контролирует государственные институты, в то время как Россия распределит квоты на участие в восстановлении Сирии, исходя из взаимопонимания с Турцией, западными странами и Соединенными Штатами, благодаря чему можно будет перейти к политическому решению.

«Ни сирийский режим, ни оппозиция не будут играть существенную роль в восстановлении страны», — сказал он.

Как сирийская улица смотрит на российские уступки?

В опросе, проведенном на сайте «Эйнаб Баляди», мнения участников разделились почти поровну, среди тех, кто считает, что Россия может пойти на уступки Западу в обмен на участие в восстановлении Сирии и тех, кто полагает, что российский союзник останется приверженным своему видению политического решения в Сирии.

«По вашему мнению, может ли Россия пойти на политические уступки в сирийском вопросе в обмен на участие Запада в реконструкции?» — спросили мы. Число участников составило 450 человек, предложенные ответы звучали как «да» и «нет».

56% респондентов считают, что Россия откажется от своих интересов в Сирии, поскольку она не способна финансировать реконструкцию самостоятельно. Это свидетельствует о том, что эта группа опрошенных по-прежнему считает, что западные страны играют роль в сирийском урегулировании вопреки тому видению, которое продвигает Россия и режим.

44% респондентов заявили, что Россия не откажется от своего политического лидерства в сирийском вопросе и своего видения, что противоречит позиции международного сообщества. Таким образом, эта часть опрошенных полагается на роль России, Ирана и Китая в финансировании проектов реконструкции в Сирии.

Международные позиции по процессу реконструкции

Большинство западных стран и организаций поддерживают подход ООН, который увязывает реконструкцию с политическим решением в Сирии.

Россия начала призывать западные страны к участию в реконструкции после того, как объявила о своём плане по возвращению беженцев в Сирию несколько месяцев назад, но западные страны ответили на призывы согласием при условии учёта их видения политического решения сирийского вопроса.

Организация Объединенных Наций

Согласно документу, опубликованному в феврале прошлого года в газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» (Ash-Sharq Al-Awsat), ООН поставила политическое урегулирование в качестве условия для содействия строительству и реконструкции в Сирии. Тем самым ООН связала вклад своих институтов в восстановление с достижением серьезных и всеобъемлющих политических преобразований.

В документе заявлено, что только при начале всеобъемлющего, серьезного политического перехода, согласованного между заинтересованными сторонами, Организация Объединенных Наций будет готова содействовать восстановлению сирийского государства.

Во время встречи с госсекретарем США Майком Помпео в августе прошлого года спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура подчеркнул необходимость предшествования политического решения проекту реконструкции в Сирии.

Обе стороны посчитали, что разговоры о восстановлении в Сирии «преждевременны» в сравнении с работой на пути политического урегулирования и проведения справедливых выборов в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. То же самое касается возвращения беженцев в свою страну.

Америка

В августе Соединенные Штаты объявили, что не будут предоставлять финансирование для восстановления Сирии, пока не начнутся серьезные мирные переговоры под руководством ООН, ссылаясь на женевский путь урегулирования в Сирии.

Госсекретарь США Майк Помпео в октябре заявил, что Вашингтон не внесет никакого вклада в финансирование восстановления Сирии, пока в стране присутствуют иранские силы или группы, поддерживаемые Тегераном.

«Мы ясно дали понять, что если Сирия не гарантирует полного вывода иранских сил, она не получит ни одного доллара от Соединенных Штатов для реконструкции», — говорится в сообщении агентства AFP со ссылкой на заявление чиновника.

В апреле прошлого года Палата представителей США приняла законопроект, запрещающий любую помощь в восстановлении районов, находящихся под контролем сирийского режима, в обмен на осуществление политического урегулирования в Сирии.

Европейский Союз

В сентябре Европейский союз в лице Верховного представителя ЕС по иностранным делам Федерики Могерини объявил, что у него есть условия для участия в реконструкции, в частности, это политическое урегулирование, которое бы обладало международной легитимностью, и разработка новой конституции с участием международного сообщества.

Могерини отметила, что обязательство поддерживать Сирию и реконструкцию не должно ограничиваться материальной поддержкой.

«Страны семёрки»

«Большая семерка» (США, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Германия и Италия) объявила в апреле, что не будет участвовать в реконструкции в Сирии без «надежного» политического перехода.

Германия

В июне канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что ее страна не будет участвовать в процессе реконструкции в Сирии, если не будут урегулированы политические и кризисные ситуации в области безопасности и в государстве не будет стабильности, как сообщает газета «Аль-Гад» (Al Ghad).

После встречи Путина и Меркель представитель правительства Германии Штеффен Зайберт сказал, что сначала необходимо добиться мирного политического соглашения по Сирии.

Франция

В июле постоянный представитель Франции в Совете Безопасности Франсуа Делаттр подтвердил, что его страна не будет участвовать в процессе послевоенного восстановления Сирии в отсутствие политического переходного процесса, который бы выражался в серьёзной конституционной работе и проведении выборов. Он добавил, что политический переход является необходимым условием для обеспечения стабильности в Сирии, а не оправданием для того, чтобы Франция и Европейский союз финансировали усилия по восстановлению страны.

Саудовская Аравия и ОАЭ

Как сообщила лондонская газета «Аль-Араб» (Al Arab) в конце прошлого года со ссылкой на российские источники, во время визита саудовского короля Салмана ибн Абдул-Азиза в Москву в прошлом октябре прозвучали громкие обещания внести свой вклад в послевоенную реконструкцию Сирии.

Упоминается, что король Салман сказал президенту России Владимиру Путину, что Эр-Рияд не может заплатить миллиарды долларов, чтобы это пошло на пользу Ирану, и что любые разговоры о реконструкции должны вестись после политического решения. При этом решение находится в руках сирийцев без вмешательства со стороны любых других игроков.

В августе Саудовская Аравия и ОАЭ предложили 150 миллионов долларов на восстановление и стабилизацию ситуации в восточной Сирии (контролируемой Сирийскими демократическими силами), особенно в городе Ракка, как отмечается в заявлении международного альянса.

Турция

В феврале прошлого года Турция объявила о своей готовности участвовать в реконструкции Сирии, как сказал министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу.

«Мы готовы участвовать в реконструкции Сирии, но страны, желающие сотрудничать с нами, должны придерживаться принципов прозрачности и честности», — говорится в сообщении агентства «Анадолу» (Anadolu). Турция придерживается сценария ухода Асада в качестве предпосылки для политического урегулирования в Сирии.

Обсудить
Рекомендуем