Европейские страны выиграют, если прекратится украинский транзит газа, поскольку им достанется весь доход, а Украина получит только тот газ, который останется после того, как полностью заполнятся трубопроводы «Северного потока — 1» и «Северного потока — 2», а также «Турецкого потока».
Крупнейшая украинская нефтяная компания, государственный Нафтогаз, приступил к реализации своего плана В в связи со строительством газопровода «Северный поток — 2», как сообщил главный коммерческий директор Юрий Витренко. Он заявил, что существует «высокая вероятность» прекращения транзита газа по украинской территории. Поэтому план В заключается в намерении Киева получить от российского Газпрома компенсацию за прекращение транзита. Эксперты полагают, что отказ Киева от своего первоначального плана (помешать строительству второго газопровода, который по дну Балтийского моря свяжет Россию и Германию) равносилен признанию его неспособности повлиять на энергетическую политику в Европе. Вряд ли украинское правительство рассчитывало на то, что Берлин и Брюссель сдадутся под «натиском» Киева, и ясно, что за подобными инициативами стоят американцы. Но теперь понятно, что даже Вашингтону не удалось помешать строительству «Северного потока — 2», в отличие от «Южного потока».
«Разумные» силы майдана
«Южный поток» тоже постепенно возвращается к жизни в виде «Турецкого потока». Более 80% морской трассы, которая связывает побережья России и Турции, уже проложено по дну Черного моря, и можно ожидать, что газ по этому газопроводу начнет поступать в 2019 году. Это второй удар по планам Украины сохранить за собой важную роль в энергетике старого континента, и вполне возможно, что через два-три года влияние Киева в этой сфере вообще сойдет на нет. В прошлом через территорию Украины поступало до 80% экспортного российского газа в Европу, а немалая его часть вообще оставалась на Украине, где его распродавали местные олигархи, складывая деньги себе в карман. Но вскоре Украина может столкнуться с дефицитом газа даже для собственного потребления, чего прежде просто невозможно было себе представить. Что тут говорить об утраченных доходах в виде транзитных сборов, которые достигали приблизительно трех миллиардов долларов в год. Все это последствия «проевропейской политики» нового руководства, которое считает, что Россия использует Украину, и этому надо положить конец. Теперь Украина — полностью во власти «западных друзей», которые явно не торопятся лезть в собственный карман, чтобы помочь «проевропейскому Киеву, и уже совершенно очевидно, кто десятилетиями дотировал Украину.
Сама перспектива существования газотранспортной системы Украины теперь крайне туманна. Огромные транзитные мощности, трубопроводы и компрессорные станции, построенные еще во времена Советского Союза, и в которые «независимая Украина» не вложила почти ни копейки, в один момент могут стать ненужными. Вместо стабильного источника валюты они превратятся в груду бесполезного металла, годного только на металлолом. Это много говорит о «дальновидности» тех сил на Украине, которые устроили майдан. В Москве от души посмеялись, услышав требования Киева о том, чтобы Газпром на свои средства (а это сотни миллионов долларов) содержал газотранспортную систему Украины, а все доходы шли бы в украинский карман. На встречное предложение россиян о том, чтобы Газпром вошел в структуру собственников газотранспортной системы Украины и провел модернизацию, Киев ответил отказом. Там заявили, что речь идет о «национальном достоянии» Украины, лишаться которого нельзя. Кое-кто из разумных людей говорил, что это «национальное достояние» создано на деньги советских граждан, и оно пропадет, если в него как можно скорее не вложить огромные средства, необходимые для обслуживания системы. Но эти разумные слова не убедили киевских русофобов в абсолютной недальновидности их позиции.
Настойчивость Ангелы Меркель
«Стратегическое видение — оно простое, но оно не очень позитивное: будет построен „Северный поток — 2"… Очень большие шансы, что он будет построен. Если это произойдет, очень высока вероятность того, что транзита газа через территорию Украины не будет вообще», — откровенно сказал Витренко в беседе с украинским корреспондентом. По словам директора Нафтогаза, как передает «Раша тудей» (Russia Today), план А заключался в том, что украинский транзит сохранится. Конечно, Юрий Витренко не сказал, что автором этого плана выступили советчики из Вашингтона, которые пообещали хорошенько надавить на европейцев, чтобы те отказались от «Северного потока — 2». Канцлер Ангела Меркель выдержала американское давление, даже пожертвовав собственным рейтингом, и в итоге была вынуждена уйти на пенсию, однако ей удалось сохранить энергетическую независимость Германии, и адекватно оценить этот успех можно будет в ближайшие десятилетия. Меркель сделала максимум для своей страны и теперь пожинает плоды американского разочарования. Украинцам же остается задаваться вопросом: «Где мы совершили ошибку?» Сейчас, опять по подсказке заокеанских друзей, они вынашивают план Б, который, по-видимому, увенчается таким же «успехом», как и план А.
Как объяснил Витренко, Киев сосредоточится на том, чтобы добиться компенсации от Газпрома за те убытки, которые Украина понесет в случае отказа России продлить транзитное соглашение. Вот уж действительно удивительная логика: если Москва не хочет продлевать договор, который ей невыгоден и больше экономически нецелесообразен, то ее нужно наказать. Иными словами, все должны действовать во благо Украины, даже несмотря на собственные убытки. Или еще проще: Европа и Россия обязаны поддерживать на плаву чахлую украинскую экономику на средства собственных налогоплательщиков. А если кто-то дерзнет спросить, почему американцы сами не спонсируют своих украинских союзников, то против него надо ввести санкции. Или наказать еще похуже. Проблема Вашингтона в том, что все меньше тех, кто готов слепо его слушаться, хотя еще несколько лет назад все было иначе. «Вирус непослушания», благодаря которому многие страны начинают решительнее отстаивать собственные интересы, проник из Москвы и Пекина и распространяется по планете быстрее, чем США успевают подавлять его и наказывать непослушных санкциями.
«Мы пытаемся компенсировать финансовые убытки. Мы уже инициировали новый арбитраж, который фактически уже начался, где мы требуем более 12 миллиардов долларов, из которых десять миллиардов долларов — это фактически компенсация за то, что не будет транзита через территорию Украины после 2019 года», — пояснил Юрий Витренко, на какую компенсацию убытков от «Северного потока — 2» рассчитывает Украина. Еще в июле Нафтогаз потребовал от Газпрома компенсацию убытков за возросшие цены на газ в размере 11,6 миллиардов долларов. Если европейские суды удовлетворят все эти требования, то Россия задолжает Украине почти 24 миллиарда долларов просто потому, что сама решает, по какой трассе, кому и по какой цене поставлять собственный газ. К этому стоит добавить 4,6 миллиардов, которые Стокгольмский арбитраж уже присудил Украине в тяжбе с Газпромом из-за его мнимого злоупотребления положением монополиста. Не помогли даже аргументы Москвы о том, что Нафтогаз не платит своевременно, поэтому поставки были ограничены до погашения долга. Украина должна Газпрому около двух миллиардов долларов, но теперь выходит, что россияне сами ей должны около двух с половиной миллиардов.
… и украинский план С
Не меняя стратегии конфликта с Россией, Киев изменил риторику. Если раньше киевские власти утверждали, что «Северный поток — 2» построен не будет, что все это русские сказки, и что американцы не позволят строительства, то теперь украинцы поняли, что все это пустые слова, и газ по новому трубопроводу потечет уже в 2020 году. Точно так же в свое время Киев заявлял, что Россия не сможет построить Крымский мост, а когда увидел, что строительство быстро продвигается, то принялся утверждать: «первый лед» сломает опоры моста. С тех пор как строительство моста завершилось, украинцы больше обо всем этом не вспоминают и анонсировали создание «мощной» военной инфраструктуры в Азовском море. Она может напрямую угрожать Крымскому мосту, который почти за 30 лет самостоятельности украинцы так и не сумели построить, а вот россияне справились за три года.