Немецкие СМИ на днях забили тревогу. Жена бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера Ким Со Ёно опасается, что ее супруг был объявлен МВД Украины в розыск.
В этой связи необходимо пояснить: Шрёдер является председателем наблюдательного совета крупнейшего российского нефтегазового концерна «Роснефть» и личным другом российского президента Владимира Путина. Недавно бывший канцлер заявил в интервью, что события после противозаконной аннексии Крыма невозможно повернуть вспять и поэтому «однажды придется признать эту реальность».
Именно по этой причине Шрёдер и был включен в список «врагов Украины» на сайте «Миротворец». Однако надо сказать, что этот сайт принадлежит неправительственной организации и, таким образом, является частным, и правительство Украины не несет ответственности за его содержание.
При этом в Киеве приняли к сведению просьбу МИД Германии закрыть данный сайт. Но в данном случае, по сути, речь идет о большой ценности — свободе слова. Так что в правовом плане у украинских властей пространство для маневра весьма ограничено.
Кстати, немецкое правительство приводит аналогичный аргумент в ответ на наши просьбы в адрес Берлина запретить незаконные поездки немецких граждан, в частности, политиков, в оккупированные Россией Крым и восточные регионы Украины. И это притом, что речь в данном случае идет не о каких-то мелочах, а о тяжких преступлениях.
Кроме того, они тем самым отвлекают всеобщее внимание от, собственно, проблемы: от службы бывшего канцлера Германии на благо ведущего концерна России и его главного руководителя — Владимира Путина. За свои услуги Шрёдер в 2017 году получил от «Роснефти» огромную сумму в 600 тысяч долларов США, о чем говорится на официальном сайте российского концерна.
Почему это предприятие, непосредственно контролируемое Кремлем, настолько щедро, очевидно: Шрёдер является активным лоббистом этого энергетического концерна, который после аннексии Крыма в 2014 году числится в санкционном списке ЕС и не имеет доступа на европейский финансовый рынок.
Кроме того, Шрёдер возглавляет совет управляющих компании Nord Stream 2 AG, принадлежащей российскому энергетическому гиганту Газпром. Газопровод «Северный поток — 2», строительство которого уже началось, но вызывает большие сомнения, даже многими странами ЕС воспринимается как этакий «троянский конь» Кремля, который преследует цель расколоть Европейский союз. Кроме того, Украина в случае строительства нового газопровода потеряет доходы от транзита газа по своей территории — порядка двух миллиардов долларов США в год.
Может быть, эти факты на фоне сообщений о якобы преследовании бывшего канцлера являются «мелочью»? Госпожа Шрёдер-Ким может быть спокойна: Украина не объявляла ее мужа в розыск.
Но тут дело не только в ее заботе о любимом супруге — ведь в ее заявлении говорилось также: «В моей стране и моей культуре мы не понимаем подобные нападки на демократических политиков, в частности, на бывшего канцлера».
Но разве в нашем европейском культурном кругу можно относиться с пониманием к тому, что демократический политик может публично оправдывать аннексию Крыма, одно из самых грубых нарушений международного права в современной истории? И как можно относиться с пониманием к тому, что бывший канцлер Германии представляет интересы российского энергетического концерна «Роснефть», против которого действуют санкции ЕС и который финансирует кровавую войну Москвы против Украины?
Этого ни я, ни мои украинские соотечественники никак не можем понять.