Все останется, как есть: российский газ и дальше будет поступать в Европу. Но государственный газовый гигант Газпром хочет, чтобы газ к потребителям в Европе шел больше не по Украине, а другими путями. В настоящее время приблизительно 40% экспортируемого Газпромом природного газа, то есть около 80 миллиардов кубических метров, идет через Украину. Вводя в строй новые газопроводы, Россия хочет противодействовать тому, чтобы враждебное ей правительство в Киеве и дальше получало миллиарды за транзит газа.
В данный момент Газпром работает над двумя проектами, призванными заменить большую часть транзитных поставок газа через Украину. Один из них — строящийся балтийский газопровод «Северный поток — 2», через который через несколько лет прямо в Германию будут поставляться дополнительно 55 миллиардов кубических метров природного газа.
Второй трубопровод называется «Турецкий поток». Он должен обойти Украину по Черному морю. В начале этой недели российский президент Владимир Путин встретился с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, чтобы вместе с ним понаблюдать за окончанием строительства подводной части газопровода «Турецкий поток». В то, что этот газопровод будет введен в строй в конце 2019 года, еще несколько лет назад никто не верил. После конфликта с Брюсселем шефу Кремля в 2014 году пришлось похоронить проект «Южный поток», предшественника «Турецкого потока». Но в декабре 2014 года Путин неожиданно — как кролика из шляпы — вынул проект «Турецкий поток». Правда, русским пришлось смириться со значительными потерями в пропускной мощности газопровода: через обе его нитки можно прокачать всего 31,5 миллиарда кубометров газа в год — вполовину меньше, чем планировалось в «Южном потоке».
Как пишет газета, все правовые аспекты нового маршрута полностью урегулированы. Вместе с тем в этом деле есть несколько ловушек, как утверждает аналитик Михаил Крутихин. Так, Европейская комиссия не позволяет Болгарии разрешить Газпрому строить на ее территории газопроводы, необходимые для дальнейшей транспортировки газа. Болгария якобы должна сама выделить на эти цели 1,5 миллиардов евро, что, по мнению Крутихина, для этой страны весьма значительная сумма. Но даже если Болгария и соберет нужную сумму, это еще не будет означать, что все полностью урегулировано. ЕС и Болгария ведут сейчас напряженные дебаты о прочих деталях.
Не все страны ЕС в восторге от новых российских газопроводов. Так, например, упорное сопротивление оказывают Польша и прибалтийские государства. Если России удастся в двух местах подключиться к европейской сети, то это станет большим успехом для Путина. Но Газпрому он достанется дорогой ценой. Как минимум в восемь миллиардов долларов обойдутся две нитки «Турецкого потока» — и это без учета расходов на внутренние газопроводы в Европе. Кроме того, Газпрому придется списать миллиардные расходы на предыдущий проект. И те почти пять миллиардов евро, которые Газпром получает на строительство «Северного потока — 2», — лишь малая толика действительных затрат. Большую часть расходов Россия берет на себя. Для балтийского газопровода необходимо будет проложить новые трубы от месторождения на Ямале до побережья. А это будет в разы дороже, чем сам газопровод.
Многие наблюдатели уверены, что Газпром и при наличии новых газопроводов не сможет полностью обойтись без Украины. Располагая достаточными мощностями для подземного хранения газа, только она может обеспечить Газпрому достаточную гибкость при экстремальных нагрузках. Кроме того, потребление газа в Европе растет, и Газпром хочет в ближайшие годы увеличить поставки. Аналитики исходят из того, что Газпром уже в этом году поставит на экспорт более 200 миллиардов кубических метров газа. При дальнейшем росте потребления компания будет рада любому газопроводу, даже если он проходит по Украине.