Россия поставила перед собой стратегическую задачу восстановить свою репутацию сверхдержавы. Москва хочет вернуться на международную арену.
Российский престиж, каким он был до вторжения на Украину, должен быть восстановлен. И по мнению Путина, для этого годятся все средства.
Западу Россию не понять
У Норвегии и Запада вообще принципиально разная философия. Поэтому оценивать отношения с Россией с точки зрения дипломатических норм Запада мы не можем — хотя бы из-за того, что Россия их не соблюдает. Запад руководствуется идеалистическими принципами: достичь положительного результата может каждая из сторон.
Россия же ведет реальную политику. Для нее это игра «кто кого», где один выигрывает, а другой обязательно проигрывает — а на Западе в эти игры не играют. Призывы Запада к диалогу и наша сговорчивость воспринимаются как признаки слабости. Эту разницу в подходе мы наблюдаем всякий раз. Запад Россию не понимает.
Приглашение Путину российская сторона воспримет не только как свою однозначную победу и признание собственной значимости, но и как легитимизацию политики Москвы.
Российские «победы»
Мы уже видели, как из приглашения Путина на международную церемонию в честь столетней годовщины окончания Первой мировой войны российские СМИ слепили доказательство того, будто России в мировом сообществе снова рады.
Российская пресса в буквальном смысле слова меряет время выступления Путина на различных международных мероприятиях, отмечая, что ему уделили столько же времени, сколько и другим мировым лидерам. Для них это большая победа и свидетельство главенствующей роли Путина на мировой арене. Состоявшийся в России Чемпионат мира по футболу — еще одна «победа» Путина.
Еще один способ одержать победу — это насмешки над Норвегией из-за ее страха перед вспышкой африканской чумы свиней во время учений «Единый трезубец» или глумление над затонувшим фрегатом.
Противоправная аннексия Крымского полуострова и восточной части Украины продолжается уже более четырех лет. Чуть меньше времени прошло с момента, когда Россия сбила борт MH17 и почти 300 невинных пассажиров погибли по несчастливой случайности — лишь потому, что оказались в воздушном пространстве восточной Украины.
Стоит упомянуть также, что произошло это спустя всего лишь несколько лет после еще одного вторжения России в независимое государство — Грузию. В итоге Грузия фактически раскололась, а Южная Осетия фактически перешла под контроль России. Наконец, Россия влияет на часть Молдавии (Приднестровье) с такой силой, что это тоже можно считать оккупацией.
В ответ на российское вторжение на Украину ЕС, а также все страны НАТО и Австралия ввели санкции против российского государственного аппарата и отдельных людей из ближайшего окружения Путина. Встреча «Большой восьмерки», запланированная в Сочи летом 2014 года, была отменена. Вместо нее состоялась встреча «семерки» — уже без участия России. Это привело к тому, что Россия переключила свое внимание на «Большую двадцатку», заявив, что как международный орган она гораздо важнее. Путин и это выставил как победу — дав понять, что «восьмерка» для его игры «кто кого» интереса не представляет.
Шаткое равновесие
В санкционный список также попали пять государственных банков, три нефтегазовых компании и три крупных производителя вооружений. Это не только очевидная потеря для Путина, но и ежедневное напоминание, насколько Россия зависит от экономических связей, в том числе в Европе. Проекты наподобие «Северного потока — 2» (газопровод из России в Европу) считаются флагманами путинской политики и вестником его успехов.
Интересно, что ЕС, нанося России огромный экономический урон своими санкциями, при этом продолжает спонсировать Москву миллиардами долларов через газопровод.
На разыгравшееся весной дело Скрипалей все страны НАТО ответили высылкой дипломатов. Несмотря на это, НАТО продолжает свою двойственную политику сдерживания и диалога. Лично я склонен считать это разумным с точки зрения всеобщей пользы. Но некоторые страны все же поступают неумно, подрывая этот хрупкий баланс.
Россия предпочитает решать проблемы в двустороннем формате, дабы подкреплять свою репутацию сильного государства. Значит, диалог с единым альянсом НАТО российским интересам противоречит.
Российские СМИ при поддержке ряда российских мозговых центров в Европе и США используют наивных политиков для формирования пропутинского общественного мнения. Ведущие западные политики и эксперты оправдываются важностью диалога с Россией, ссылаясь на необходимость дать опровержение российской точке зрения. Однако ими откровенно манипулируют в стратегической игре, которую ведут российские СМИ.
В цифровом мире, где все взаимосвязано, для каждого события можно найти удобный угол подачи. И каждый такой случай — это победа России.
Льды тают
Визит Путина в Северную Норвегию следующей осенью, если он состоится, тоже будет использован для укрепления его положения и позиции России. Об этом затрубит российская пресса, и сотни тысяч зрителей RT в Европе узнают о «большой победе» России.
Россия всячески пытается нормализовать ситуацию и закрепить свой статус. Представьте себе, что вокруг «нормальной ситуации» нарос толстый слой льда. С каждым положительным мероприятием, доброжелательным действием, одобрительной статьей в прессе, экономической сделкой или даже спортивным мероприятием (таким, как чемпионат мира по футболу) часть льда тает. И льдина постоянно уменьшается в размерах. Рано или поздно мы забудем Крым, MH17, Грузию и Молдавию — и Россия добьется своего.
Тем самым мы косвенно признаем за Россией право менять государственные границы силой и укрепим ее самомнение империи, которой позволительно хозяйничать в Европе так, как ей заблагорассудится.
Полковник Арвид Халворсен — военный советник НАТО по российским вопросам