Кризис, вспыхнувший вчера, 25 ноября, между Россией и Украиной, за которым внимательно следит весь мир, мы обсудили с преподавателем исторического отделения факультета естественных наук и литературы Университета изящных искусств имени Мимара Синана, профессором Ильясом Кемалоглу (İlyas Kemaloğlu). Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью, которое Кемалоглу дал «Хабер7» (Haber7)…
Вчера, 25 ноября, в утренние часы в районе Керченского пролива столкнулись российские и украинские военные корабли. Принадлежащие России корабли вмешались в действия украинских судов на основании якобы их вторжения в российские территориальные воды.
Командование Военно-морских сил Украины сообщило, что в районе Керченского пролива катера пограничной службы Федеральной службы безопасности России открыли огонь по украинским военным кораблям, в результате чего пострадало шесть украинских военных, а корабли были захвачены российскими силами.
В связи с обострением напряженности между двумя странами сегодня, 26 ноября, состоится срочное заседание Совета Безопасности ООН.
Все эти события мы обсудили с преподавателем Университета изящных искусств имени Мимара Синана, профессором Ильясом Кемалоглу, который в беседе с редактором международных новостей «Хабер7» Эрканом Талу (Erkan Talu) сделал важные заявления относительно напряженности, возникшей между Украиной и Россией в Черном море.
Вот это интервью.
Этот кризис между Россией и Украиной на самом деле не нов. Он даже был ожидаемым. Потому что отношения развиваются в чрезвычайно напряженной форме. Основы кризиса можно отнести к 1991 году. После распада СССР между двумя странами были взлеты и падения, это в некотором смысле зависело от того, кто находился у власти. Когда на Украине оказывался пророссийский лидер, проблем не было, но когда приходил сторонник Запада, возникали проблемы. Украина по сути имеет большое значение для России, Россия не желает терять Украину. У русских есть такие не воплощенные в жизнь проекты, как славянский союз, православный союз; в Евразийском союзе Украине отводится особое место. Поэтому все вмешательства со стороны Запада русские всегда встречали ревностью, и это всегда создавало напряженность в отношениях.
«Самый большой взрыв произошел в 2014 году»
И вот самый большой взрыв произошел в 2014 году, когда Виктор Янукович был отстранен от власти в результате революции. Ведь Россия считает этот регион своими задворками, что называется. И любое вмешательство на эти территории Россия расценивает как действия, осуществляемые в ее отношении. По этой причине имела место аннексия Крыма, и это завело в тупик отношения России не только с Украиной, но и с Западом. С присоединением Крыма отношения двух стран серьезно обострились, и каждый стал разыгрывать свои козыри. Один из примеров — произошедший недавно церковный кризис. Запрос о предоставлении независимости украинской церкви, его признание Константинопольским патриархатом можно рассматривать в этих же рамках. Этим ходом Украина нанесла серьезный удар Москве. А Россия наносит удар в энергетической сфере. Важнейший пример — «Турецкой поток». Этот проект очень важен для Турции. Турция, с одной стороны, будет обеспечивать отсюда свои энергетические потребности, с другой — снимет с повестки дня возникающий из-за проблем между Россией и Украиной вопрос, «поступит ли к нам российский газ». Но Украине, которая получает хорошие деньги от транзита, этот проект нанесет вред. Все это тоже можно рассматривать как продолжение этих событий.
Президент Украины, используя эту ситуацию, дает два важных сигнала
Здесь обращает на себя внимание следующий момент. Конечно, сложно сказать, что справедливо, а что нет, но этот кризис идет на пользу Украине. И это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, 31 марта 2019 года на Украине состоятся президентские выборы. У Порошенко шансы переизбраться оцениваются как невысокие. Но такого рода кризисами он дает националистам и своей стране сигнал: «Я бросаю вызов огромной России». А вторая причина — сигнал в адрес НАТО. Давая НАТО понять: «Я не в безопасности», — Порошенко пытается ускорить вступление страны в НАТО.
«В деле может быть след Запада»
Я не люблю теории заговора, но тоже задаюсь вопросом, «есть ли здесь след Запада». Потому что Россия в настоящее время ведет борьбу в Сирии, и это ослабляет ее экономически. Сейчас же открывается еще один фронт. Украинский фронт. Это то, что отвечает интересам Запада.
«Большая возможность для Турции»
Как мы сказали в начале, этот кризис между Россией и Украиной не нов. На протяжении трех-пяти лет ситуация продолжает оставаться напряженной. Турция в этом процессе преследует чрезвычайно успешную политику. Так, у нас с Россией есть многогранное сотрудничество и множество проектов. С Украиной тоже реализуются важные проекты, и обе стороны настаивают на сохранении добрых отношений. Заявление Турции этим утром в связи с кризисом на самом деле тоже было сделано в этом ключе. Это была более сдержанная и дипломатичная реакция. Турции здесь даже, может быть, выпадает важная роль. Потому что в регионе нет другой такой страны, у которой были бы ровные отношения как с Россией, так и с Украиной. Пожалуй, только Белоруссия, но они не так активны и сильны на международной арене, как Турция. Это также может быть возможностью для Турции проявить себя в дипломатической области. И у Турции есть опыт в этой сфере.
Что будет дальше?
Последняя ситуация, возникшая в районе Керченского пролива, уже постепенно успокаивается и продолжит затихать. Судя по российской и украинской печати, каких-либо громких, специальных публикаций нет. Состоится заседание СБ ООН, и, я думаю, эта ситуация не будет разрастаться до крупных масштабов. Но Порошенко использует ее в выборном процессе.