В сентябре я ездила в Узбекистан и встретилась с молодым российским режиссером Михаилом Бородиным. Его первый короткометражный фильм «Я нормальный» весной в Каннах номинировали на премию в рамках программы «Неделя критики». «Я нормальный» снят на одну камеру. Большинство актеров — любители.
Благодаря встрече с Бородиным я в очередной раз осознала, за что я люблю российскую культуру. Ей свойственны обнаженность, первозданная шероховатость, которые нельзя сымитировать. «Я нормальный» Бородина рассказывает о жизни в провинциальном городке так, что это поражает вас до глубины души.
Самый известный сейчас в мире российский режиссер Андрей Звягинцев снимает необыкновенно символичные фильмы. Иногда даже спрашиваешь себя, действительно ли необходимо так жирно подчеркивать вкладываемый в них смысл. Но таков его метод. Лучшие российские фильмы проходятся по зрителю словно катком.
В отличии, например, от Финляндии, Россия разработала государственную систему поддержки отечественных фильмов. Можно получить много денег, если выбираешь правильные темы и раскрываешь их как нужно. Звягинцев этого не делает. Да и безжалостное описание провинциальной жизни в фильме Бородина вряд ли придется по вкусу министру культуры Владимиру Мединскому.
Зато абсолютно всем обитателям Кремля понравился «Крымский мост. Сделано с любовью». Сценарий написала Маргарита Симоньян, руководитель англоязычного канала RT. Снял фильм ее муж режиссер Тигран Кеосаян. На премьеру 30 октября пришли и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, и официальный представитель министерства иностранных дел Мария Захарова. Оба очень хвалили фильм, в том числе за то, что он «приводит зрителей в хорошее настроение».
Лично на меня он подействовал исключительно угнетающе. Не только потому, что этот фильм — глянцевая картинка аннексированного Россией Крыма, но и потому, что юмор в нем в основном какой-то агрессивный. Ожидается, что зритель будет смеяться над избитыми шутками с участием кавказцев или полных американок.
Маргарита Симоньян в одном интервью сказала, что она — женщина из народа и любит общаться с народом. Очень похоже, что точкой отсчета в этом фильме стало ее инстинктивное желание понравиться публике. Но, кажется, попытка провалилась. Когда я три недели назад пришла посмотреть фильм, в зале было три человека.
Россия — страна, породившая величайших писателей, композиторов и режиссеров. Часто им мешали работать, иногда даже преследовали их. А посредственности, выполнявшие госзаказы, купались в деньгах.
И все равно в России до сих пор снимают блестящие фильмы, пишут прекрасные книги и потрясающе ставят пьесы в театре.
Любой, у кого есть мозги, не может не смотреть на сегодняшнюю Россию с пессимизмом. Зато сердце в груди не дает потерять надежду, глядя, как этой стране, несмотря ни на что, удается порождать такую культуру. Вновь и вновь.