Я отработал в Москве специальным корреспондентом 11 лет и восемь месяцев, — рекордный срок среди японских журналистов. Теперь я начал работать в Токио. О жизни в Москве я могу говорить бесконечно, однако если вспомнить мой самый яркий эпизод, то, безусловно, это была российская аннексия Крыма в марте 2014 года.
В феврале 2014 года на Украине в результате крупномасштабных демонстраций в Киеве было свергнуто пророссийское правительство, и власть оказалась в руках прозападных сил. Это вызвало гнев администрации Путина, и она аннексировала Крым, где много жителей русского происхождения.
В тот момент я готовил репортаж о крушении пророссийской власти в Киеве, поэтому я сразу же полетел в Крым.
Там такие ключевые объекты, как парламент, мэрия, аэропорт, телестанция и так далее захватили и контролировали местные жители, называвшие себя народным патрулем, а также вооруженные солдаты.
«Вы случайно не российские солдаты? Откуда вы приехали?».
У военных не было никаких знаков отличия, поэтому я всем задавал подобные вопросы. Солдаты уходили от ответа, заявляя, что они на стороне народа.
«В Киеве к власти пришли фашисты. Русскоязычное население в опасности». В Крыму оставили только российские телевидение, чтобы вести массированную пропаганду.
В марте в таких условиях был проведен референдум о вхождении в состав России, и 97% проголосовало «за». Нереальная цифра.
Говоря о загадочных войсках, развернутых в Крыму, президент Путин официально заявлял, что это местные ополченцы и что там нет российских солдат. Тем не менее после аннексии Крыма российский лидер признал, что на полуостров был направлен спецназ. То есть он спокойно врал международному сообществу.
Также Путин позже рассказал, что во время аннексии Крыма он думал в случае необходимости привести в боевую готовность ядерное оружие.
После присоединения полуострова администрация Путина поддерживала движение за независимость на востоке Украины. Там началась война между украинской армией и пророссийскими силами, которых поддерживала Россия. Погибло более десяти тысяч человек. В июле 2014 года над зоной боевых действий был сбит пассажирский самолет малазийских авиалиний. Жертвами трагедии стало 298 человек.
Путин продолжал настаивать, что он не направлял войска на восток Украины. Тем не менее международная следственная группа установила, что малазийский «Боинг» был сбит ракетой земля-воздух российской армии.
После аннексии Крыма снижавшийся рейтинг Путина взлетел до 80% и выше. То есть глава России обманул международное сообщество и использовал территориальную экспансию для поддержания своей власти.
Премьер Абэ вновь выражает намерение заключить с Путиным мирный договор. Тем не менее можно ли назвать Путина руководителем, которому можно доверять? Будет ли этот человек относиться к переговорам по «северным территориям» серьезно?
Сейчас, когда на рейтинг Путина упала тень, нет ни одной причины спешить с переговорами.