Сегодня Лиссабон подписывает меморандум о сотрудничестве в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь». Тот же самый договор был отвергнут Мадридом, который требует больше деловых возможностей для своих компаний.
Ни один из партнеров на Иберийском полуострове не отвернулся от Китая, однако в вопросе о так называемых новых шелковых путях они движутся в противоположных направлениях. Сегодня Португалия подписывает с президентом Китая договор, который неделю назад был отклонен Испанией во время визита Си Цзиньпина в эту страну. С точки зрения Мадрида, меморандум о взаимопонимании не пойдет на пользу испанским компаниям.
«Инициатива „Один пояс — один путь" работает не так, как ожидалось. На самом деле речь идет не о многосторонней инициативе, а скорее о наборе двусторонних соглашений. К тому же многие проекты не учитывают важность экологической безопасности или финансовой устойчивости», — считает Марио Эстебан (Mario Esteban) из Королевского института Элькано (Real Instituto Elcano). «Также существует проблема деловых возможностей для испанских компаний», — добавляет он. Именно это стало главной причиной «вежливого» отказа Мадрида, озвученного 28 ноября. До этого Китай и Испания подписали соглашение об инвестиционном сотрудничестве в третьих странах, которое также входит в повестку португальско-китайского партнерства. Между тем Лиссабону открываются перспективы привлечения инвестиций в португальские порты. Меморандум о взаимопонимании для двустороннего сотрудничества Португалии и Китая в рамках инициативы «Один пояс — один путь» станет основным документом, подписанным двумя странами во время визита в Португалию китайского президента. В общей сложности планируется заключить 17 соглашений.
Вопрос о том, как следует относиться к китайским инвестициям, порождает ожесточенные споры среди европейских стран. По мнению некоторых из них, Португалия все больше сближается с Пекином с тех пор, как Китай скупил контрольные пакеты акций ряда португальских компаний на сумму, превышающую девять миллиардов евро. Этот процесс начался в конце 2011 года с вхождением в EDP («Энержиаш де Португал») китайской корпорации «Три ущелья» (Three Gorges).
«Правительство премьер-министра Кошты (António Costa) стремится развивать сотрудничество с Азией и Китаем. Полагаю, что сегодня в португальской экономике есть сектора, которые находятся под прямым влиянием Китая после покупки им крупных компаний: начиная с сектора энергетики и заканчивая банковским делом и страхованием», — говорит Франсуа Годеман (François Godement) из Европейского совета по международным отношениям.
«Столкновение» испанцев с EDP
Марио Эстебан также считает, что, открыв сектора, в которые Мадрид предпочитает не допускать никого со стороны, португальцы тем самым отмежевались от испанцев. «Если в стратегических секторах Португалии мы наблюдаем значительную долю китайских инвестиций, то в Испании такого нет. Испания готова увеличивать объем китайских инвестиций, но не любой ценой и не в любом секторе», — говорит он.
По сути, приобретение EDP — которая также ведет свою деятельность в Испании — китайской компанией «Три ущелья» и стало главной причиной раскола на иберийском полуострове: шесть лет назад эта новость буквально застала Мадрид врасплох. «Для Испании это был шок во многом потому, что нас не предупредили заранее. Элемент неожиданности сыграл свою роль. Энергетический сектор был не доступен для китайских компаний в Испании, тем не менее им удалось в него проникнуть посредством инвестиций в Португалии», — говорит Марио Эстебан.
Эта покупка в конечном итоге побудила испанцев выступить в поддержку новых европейских правил анализа инвестиций из стран, не входящих в Европейский союз. Данная инициатива, предложенная Францией и Германией, в скором времени будет поставлена на окончательное голосование в Европейском совете и Европарламенте.
«Это одна из причин, по которой Испания поддерживает данный механизм контроля. Он вводит требование информировать другие государства-члены об инвестициях», — говорит аналитик из Королевского института Элькано.
После принятия этих общих правил государства ЕС будут обязаны сообщать остальным членам Союза и Европейской комиссии об инвестициях, которые поступают в чувствительные сектора экономики либо непосредственно затрагивают программы Евросоюза. Правда, последнее слово относительно любого типа инвестирования по-прежнему остается за каждой из стран.