Планы правительства Дании облегчить судебное преследование агентов иностранного влияния никакого впечатления на Россию не произведут, предрекает датская служба внешней разведки. Министерство юстиции Дании предсказывает: косвенное влияние продолжится.
«Ожидается, что угроза Дании из-за российских кампаний влияния возрастет», — отмечает датская служба военной разведки в ежегодном отчете.
Именно из-за этой угрозы — постоянно растущей — правительство намерено ужесточить законодательство в области шпионажа, облегчив преследование датских граждан, выступающих агентами влияния в сотрудничестве с иностранными разведывательными службами.
Тем не менее ожидающиеся перемены не изменят масштабы российской угрозы и никак не повлияют на оценку ситуации со стороны датской разведки.
«Будь на кону совместное ужесточение законодательства на уровне ЕС, оно бы могло хоть как-нибудь сказаться. Да и то не факт. Разве что удастся вывести из конкретной кампании отдельно взятого игрока. Утверждать же, что уголовное дело в Дании как-то скажется на общем уровне и охвате этой угрозы, невозможно», — говорит глава датской военной разведки Ларс Финнсен (Lars Findsen), отмечая, что в таком случае иностранными агентами влияния будет заниматься служба внутренней разведки и безопасности.
России это до лампочки
Вмешательство иностранных игроков во внутренние дела Дании, их возможности и намерения, в настоящее время оценивает служба внешней разведки. А там уверены: перспективы судебного преследования никак не скажутся ни на планах, ни на способности России воплотить в жизнь кампании влияния, которые уже намечены.
«Наши датские законы о преследовании иностранных агентов влияния ровным счетом ни на что не повлияют. России они точно не указ», — объясняет глава аналитического отдела службы внешней разведки Петер Даль Труэльсен (Peter Dahl Thruelsen). Он настолько убежден, что новые законы никак не повлияют на «работодателей» агентов иностранного влияния, что расспросы «Берлингске» вызывают у него лишь недоумение.
Бесполезный закон
Оценивать, будет толк от нового закона или нет, в задачи службы внешней разведки не входит — равно как и предсказывать, станет ли датская политическая элита менее уязвимой для иностранного влияния и снизятся ли попытки иностранного вмешательства или нет. Этот вопрос находится в компетенции Министерства юстиции.
«Этим законопроектом правительство хотело бы уточнить, что оказание помощи или предоставление возможностей иностранной разведке действовать на территории Дании является уголовным преступлением. У наших властей должна быть незыблемая правовая основа для защиты датской демократии. Это и призван обеспечить законопроект», — сообщил министр юстиции Сёрен Папе Поульсен (Søren Pape Poulsen, Консервативная партия) в ответ на вопрос «Берлингске».
Однако он проводит жесткие правовые линии напрасно, для практического применения законопроект вряд ли предназначен.
«Если принять сказанное министром юстиции в парламенте за чистую монету, новый закон применяться не будет. Неизвестно, возымеет ли он хоть какой-нибудь эффект. К тому же мы немало наслышаны о возможных побочных действиях. Таким образом, если смысл в том, чтобы выслать соответствующий сигнал и хорошенько застращать своих же, надо хорошенько подумать — а нет ли под рукой более удачных и действенных методов? Лично я считаю, просветительскими кампаниями мы добьемся куда большего. Что же до политиков, которые сваляли дурака, то против них лучше всего сработают насмешки и глумление», — заявил представитель Датской народной партии Петер Кофод (Peter Kofod).
Российские средства влияния
- Информационные кампании российских государственных СМИ, нацеленные на западную аудиторию
- Пророссийские интернет-тролли, критикующие пользователей в социальных сетях
- Боты (то есть автоматические поддельные профили в социальных сетях) для автоматического распространения дезинформации
- Распространение дезинформации через аналитические центры и исследовательские институты
- Личные контакты с законодателями, и лицами, формирующими общественное мнение, зачастую через западных посредников
- Попытки российской разведки переманить западных политиков
- Взлом и выборочное раскрытие информации
- Наступательные разведывательные операции
В ежегодном отчете об угрозах, составленном внешней службой разведки, сообщается о целой палитре методов, доступных для вмешательства во внутренние дела других стран. Прямое использование агентов влияния — лишь один из инструментов в огромном российском арсенале. Таким образом, законопроект — лишь одна из 11 мер, предложенным правительством для противодействия иностранному влиянию перед грядущими парламентскими выборами.
«Мы рассчитываем, что угроза тюремного заключения отвадит людей от сотрудничества с иностранной разведкой. Но нельзя полагать, что иностранные спецоперации против Дании удастся остановить одним лишь уточнением уголовного кодекса. Именно поэтому наряду с законопроектом принимается ряд других инициатив по укреплению датской демократии и ее защите», — отметил Сёрен Папе Поульсен.
Свобода слова может пострадать
Ранее законопроект разругали за то, что он приведет к преследованию критических мнений и станет трамплином к ограничению свободы слова. В текущей редакции появилось уточнение: речь идет сугубо о «реальном» сотрудничестве с иностранной разведкой. Таким образом, если вы по собственному почину распространяете те или иные статьи в Фейсбуке — то можно ни капельки не бояться, что за ними стоит иностранная разведка. Все, что вам грозит — это удаление из списка друзей.
«С последней поправкой исчез риск задеть законопослушных граждан — ведь теперь основанием для суда служит реальное сотрудничество. Непосредственно с русской разведкой сотрудничают не так-то много датчан, поэтому вряд ли закон будет применяться часто. Это предупредительная мера и свидетельство того, что Россия ведет агрессивную подрывную работу против западных демократий», — заявил Якоб Мчангама (Jacob Mchangama), директор аналитического центра «Юстиция», во время первичных слушаний предупреждавший о рисках для свободы слова.
Полезные идиоты могут спать спокойно
Под действие закона подпадает только незаконная деятельность в качестве иностранного агента. Таким образом, благонадежные сотрудники и волонтеры в российских организациях и компаниях — то есть те, кого в Советском Союзе называли «полезными идиотами» — караться не будут. Впрочем, их использование отнюдь не новость: все методички написаны еще во времена КГБ, и так называемые «активные меры воздействия» — будь то промывание мозгов или дезинформация — еще одна машина советской постройки, которая продолжает работать безотказно.
Во время холодной войны уже высказывались предложения ужесточить «шпионские» законы, чтобы покарать агентов иностранного влияния. Однако тогда они натолкнулись на сопротивление по политической и правовой линии: рисковать свободой слова не решились.
«Оглядываясь на историю и особенно на критику, которую ранее вызвал этот законопроект, я далеко не уверен, что ужесточение законодательства — хорошая идея. Лично у меня есть немало вопросов: мы должны хорошо себе представлять, как он будет применяться», — говорит Петер Кофод, представитель Датской народной партии.