На рынке газа уже несколько недель кряду разворачивается скандал. Облгазы и газсбыты, большая часть которых принадлежит бизнесмену Дмитрию Фирташу, рассылают потребителям завышенные платежки, а также выписывают штрафы за использование якобы непроверенных счетчиков в течение трех лет, начиная с 2015 года.
В местные органы власти поступили многочисленные жалобы от населения и организаций. И все это происходит, несмотря на то, что национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), после мониторинга рынка, еще в конце ноября запретила облгазам и газсбытам проводить доначисления в платежках. С резким заявлением выступил и Нафтогаз. В НАК считают, что компании, поставляющие газ для населения, втягивают потребителей в искусственные долги путем доначислений за предыдущие периоды, чтобы лишить клиентов возможности воспользоваться своим законным правом и сменить поставщика газа (отказавшись от бессмысленной прокладки в виде «газсбыта»).
«Что делают облгазы, чтобы создать эту задолженность? Все, наверное, помнят последнюю историю с созданием искусственных долгов за счет доначислений объемов газа для приведения к стандартным условиям. Человек по счетчику видит один объем газа, а в платежке — другой. Эта задолженность делается задним числом — за три предыдущих года начисляются дополнительные объемы», — пояснил ситуацию заместитель начальника департамента энергоэффективности Нафтогаза Алексей Хабатюк.
При этом он отметил, что приказ Министерства энергетики и угольной промышленности, по которому должны осуществляться данные начисления, не распространяется на бытовых потребителей, а касается только юридических лиц. Кроме того, доначисления за предыдущие периоды, которые облгазы осуществляют, ссылаясь на решение суда о признании незаконным постановления правительства о снижении нормативов потребления, также сомнительны.
«Во-первых, в судах находится несколько дел, в которых говорится, что на сегодня не существует порядка доначислений за предыдущие периоды. Во-вторых, даже если эти потери облгазов имели место, то только из-за нарушений, которые были допущены вследствие несоблюдения правительством порядка подготовки этого законодательного акта. Гражданский кодекс говорит, что такие возмещения должны происходить за счет не потребителя, а за счет государства», — подчеркнул Хабатюк.
Не остался в стороне от скандала и Укртрансгаз, он практически обвинил компании Фирташа в попытке масштабной провокации срыва поставок газа потребителям в разгар отопительного сезона. «3 декабря аффилированные с группой РГК компании (РГК Трейдин» и областные газсбыты) синхронно подали в информационную платформу Укртрансгаза фиктивные заявки на поставку газа около 100 потребителям по всей Украине. При этом указанные потребители уже имели заведенную номинацию на декабрь от своих действующих поставщиков, с которыми у них были заключены договоры», — заявили в Укртрансгазе.
Такие действия, по данным Укртрансгаза, были зафиксированы во всех регионах Украины, кроме Кировоградской, Одесской, Донецкой и Луганской областей. В связи с происходящим, Укртрансгаз обратился в НКРЭКУ, Антимонопольный комитет, правоохранительные органы и СБУ с просьбой предпринять все необходимые действия для привлечения к ответственности организаторов и исполнителей этой преступной сделки. «Ведь подобные незаконные действия в разгар отопительного периода и особенно на территории областей, где введено военное положение, могут вызвать катастрофические последствия для страны», — подчеркнули в компании.
Отреагировал на «газовую» проблему и премьер-министр Владимир Гройсман. Он заявил, что обратится в НКРЭКУ с просьбой проверить и наказать региональные газопоставляющие предприятия за сверхначисления: «Я подготовил поручение и обращусь к министру энергетики (Игорю Насалику, — УНИАН), в Национальную комиссию, которая является независимой, но имеет полномочия для контроля и проверки. Им (облгазам, — УНИАН) нужно вжарить по первое число. Они — монополисты, просто уже сели всем на шею и свесили ноги. Они должны за это платить огромные штрафы, если они издеваются над людьми». При этом премьер посоветовал украинцам платить только за фактически потребленный газ: «Платите не более 8,55 гривны за кубометр, все остальное является жульничеством со стороны газопоставляющих компаний».
Эксперты считают, что вся свистопляска с платежками происходит из-за «своеобразной» имплементации реформы рынка газа. Приняли хорошие, с точки зрения европейского права, законы, но практика их применения оставляет желать лучшего. В Украине газовая реформа проходит в условиях сохранения олигархического, монопольного доминирования на рынке. Отсюда и все беды.
Реформа под газом
Президент Центра глобалистики «Стратегия-XXI» Михаил Гончар отметил, что облгазы просто воспользовались законом о рынке газа, который, согласно европейским правилам, разделяет плату за газ — как за товар, и плату за его транспортировку. Но вот только все это продолжает оставаться в одних монопольных руках. Поэтому услуги и дорожают. «Согласно реформе, облгазы теперь не могут быть два в одном — и газ продавать, и транспортные услуги предлагать. Это — европейский принцип разделения бизнеса. Теперь облгазы — предприятия по предоставлению исключительно транспортных услуг. Все в соответствии с европейской практикой. Но у нас нет такой европейской практики, в которую бы не вставили свое «усовершенствование».
Вот и придумали, как обойти разделение бизнеса. Облгазы формально перестали быть конторами, которые торгуют газом, для этого были созданы газсбыты, которые формально являются независимыми компаниями, а на деле связаны с собственником того или иного облгаза. И те, и другие имеют офшорные концы, то есть, конечный бенефициар в офшоре. И облгазы, и газсбыты — левая и правая рука одной и той же олигархической структуры. Что делается дальше — заявляют эти структуры о том, что газовые сети низкого давления для доставки топлива населению нуждаются в модернизации и поэтому нужно повысить тариф, причем в разы.
Но для конечных потребителей сразу же дорожает стоимость газа. По факту, газ подорожает не на 23,5%, а значительно больше. В условиях, когда более 70% облгазов так или иначе принадлежат структурам Фирташа, то все выглядит как легализованная схема вымогательства с потребителей, которые должны все больше и больше платить, причем они лишены альтернативы, поскольку газсбыты или другие трейдерские компании, созданные опять-таки в ведении облгазов, могут просто забивать весь объем сетей своими заявками и, таким образом, являться монополистами на региональном уровне», — рассказал эксперт.
Председатель Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус считает, что завышенные платежки облгазов никак не связаны с нормами потребления. «В платежках указано приведение газа к стандартным температурным условиям, это не имеет никакого отношения к нормам потребления, установленным Кабмином. Людям надо просто не платить эти доначисления», — сказал эксперт. Он также считает угрозы Гройсмана наказать облгазы пиаром: «Пустой пиар Гройсмана. Облгазы действуют по правилам, которые ранее утвердила НКРЭКУ. Просто правила такие не надо было вводить».
Такого же мнения придерживается и Гончар: «Заявление Гройсмана — не что иное, как пиар. Если бы были какие-то шаги пресекающего характера, но их нет. Тем более, что облгазы побегут в суды и выиграют. В принципе, правительство должно посовещаться с НКРЭКУ, указать на эти злоупотребления. Конечно, нужно инвестировать деньги в поддержание газораспределительных сетей. Нужно этот тариф изымать из общей платежки, возможно, нужно его и поднимать. Но не повышать же в разы! И потом — какой механизм контроля этих средств, идут ли они на модернизацию сетей? Скорее, эти деньги ушли в офшор и там кто-то купил себе очередную яхту или виллу. Эти потоки невозможно проконтролировать, так как речь идет о частной компании. Вот и выходит, перенимаем практику европейского образца, а на деле создается еще одна возможность для монополиста подоить потребителя, прикрываясь законами». Допустим, с облгазами разберутся, но появляется еще одна волна роста тарифов.
Безостановочная накрутка
На днях НКРЭКУ повысила для населения тарифы на отопление 24 теплокоммунэнерго с 1 января 2019 года, в среднем, на 16,6%. Пояснила комиссия этот шаг ростом стоимости газа. «Рост цены природного газа, с учетом тарифов на транспортировку и распределение природного газа на 22,8%, привел к росту тарифов на тепловую энергию для населения на 16,6%, и средневзвешенный тариф составил 1253,5 грн за 1 Гкал», — пояснила руководитель профильного управления регулятора Светлана Черных. По ее словам, 86,6% в тарифе на тепло приходится именно на стоимость топлива. Вот и выходит, что цены для конечного потребителя продолжают накручиваться и накручиваться. И каждый играет свою «газовую» скрипку.
«Вот такая у нас реформа рынка газа в условиях сохранения олигархического, монопольного доминирования на нем. Будут расти тарифы на поставку газа теплокоммунэнерго. Они точно также будут получать две платежки — одна за газ, вторая — за его транспортировку. Таким образом, повышение может быть еще большим, 23,5% превратятся во все 40%. Решить проблему, в принципе, должна НКРЭКУ. Но этот якобы независимый регулятор на деле является структурой, обслуживающей олигархические интересы. И не только на рынке газа, формула «Роттердам+» из той же категории. Приняли хорошие, с точки зрения европейского права, законы, но практика их имплементации и применения — наша, специфическая. Антимонопольный комитет тоже ничего не видит. Ни монополизма ахметовских структур на рынке тепловой энергии, ни злоупотреблений на рынке газа. Вроде бы и разделили бизнес — одни продают, другие поставляют. А то, что конечные бенефициары одни и те же — фиртошевские структуры, это АМК доказать не может. Все знают, кто там скрывается, но, де-юре, не докажешь. Хотя, при желании, это можно сделать», — отметил Гончар.
По его словам, все эти перипетии с «газовыми» платежками происходят сейчас именно потому, что приближаются выборы, когда всем нужно формировать соответствующие фонды на избирательную кампанию. «Такая свистопляска с ценами и тарифами является показателем «честного» отъема денег потребителей в интересах будущих получателей депутатских мандатов», — подытожил эксперт. Остается только добавить, что согласно Меморандуму с МВФ и Соглашению об ассоциации с ЕС, Украина должна повысить цену газа до уровня импортного паритета. Причем стоимость топлива для населения и промышленности необходимо будет уровнять. Следующее повышение цены газа для населения запланировано на май 2019 года. Уже сейчас импортный газ достиг ценового рекорда — 339 долларов за тысячу кубометров. Выполнить свое обязательство наша страна должна к 2020 году. И если правительство сейчас не разберется с «фирташевской братвой», то можно только догадываться, почем будет «голубое топливо» для рядовых украинцев. Первый шаг уже сделан — Кабинет министров создал соответствующую рабочую группу.