Несмотря на то, что правительство заявляет о росте реальной зарплаты украинцев на 15% в этом году, а последние данные Госстатистики утверждают, что количество граждан, живущих за чертой бедности сократилось на 9,2%, покупательная способность украинцев демонстрирует другие тенденции.
Только за последний год (с октября 2017-го по октябрь 2018-го) закредитованность населения выросла на 38 миллиардов гривен — на порядка 23% и составила 205 миллиардов гривен. Из них 151 миллиард гривен составляют потребительские кредиты, 49 миллиардов гривен — кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости, 5 миллиардов гривен — другие кредиты.
«Потребительские кредиты в октябре 2018-го выросли на 47%, если сравнивать с октябрем прошлого года. Это очень высокий рост, если учесть, что общий кредитный портфель банковской системы — остается практически неизменным», — поясняет «Апострофу» экономист IMF Group Ukraine Григорий Кукуруза.
Эксперты отмечают, что растут только потребительские кредиты, а ипотечные займы второй год подряд продолжают снижаться. Также украинцы все реже берут кредиты на приобретение авто и жилья, в первую очередь из-за высокой процентной ставки, низких доходов и отсутствия сбережений — своеобразной «подушки безопасности». Фактически часто люди берут деньги в долг у банков и других кредитных организаций для того, чтобы дожить до получки, купить продуктов, поесть, после чего отдать кредит. А потом в конце следующего месяца снова взять взаймы.
Растущие аппетиты
Пока же недвижимость и автомобиль для большинства украинцев остаются в категории «недоступно даже в кредит», растет спрос на более доступные товары. Юлия Дробышевая, PR-директор компании «Цитрус», в комментарии «Апострофу» рассказала, что доля клиентов интернет-магазина, которые предпочитают покупать товар в кредит и рассрочку, увеличилась на 20% по сравнению с предыдущим годом.
По словам Татьяны Чайки, руководителя департамента потребительского кредитования сети магазинов бытовой техники «Comfy», потребительские настроения в части кредитования в 2018 году относительно прошлого года практически не изменились.
«Кредит востребован нашими покупателями. Можно выделить рост кредитных продаж в online-канале на 18% в 2018 году относительно 2017 года. ТОП-категорий товаров, приобретаемых в кредит: смартфон, телевизор, холодильник, ноутбук, стиральная машина», — поясняет она. По словам Чайки, средний кредитный чек вырос на 19%.
Банки, которые все активнее сотрудничают с торговыми сетями и интернет-магазинами (это позволяет обоим увеличивать прибыль), также отмечают рост спроса на кредитные карты и наиболее популярные услуги — рассрочка, оплата частями. В крупнейшем банке страны «ПриватБанке» нашему изданию рассказали о том, что за 10 месяцев этого года выдали около 1 млн кредитных карт, тогда как в прошлом году за этот же период — порядка 350 тысяч карт. Вырос и кредитный лимит.
«В 2017 году средний кредитный лимит на карте в начале года не превышал 3 тысячи гривен, то уже к концу года он удвоился и составил 6,1 тысяч. На сегодняшний день средний кредитный лимит на карте составляет около 11 тысяч гривен. Если говорить о другом активном направлении кредитования банком с помощью технологии «Оплата частями», то в этом году (до 20.11.18) по оплате частями выдано потребительских кредитов на сумму 5,275 миллиарда гривен. Также спрос кэш-кредитом «Мгновенная рассрочка» составил 2,781 миллиарда гривен. При этом средний лимит по таким услугам составляет 19,8 тыс грн (максимально до 100 тысяч гривен)», — отмечает пресс-секретарь «ПриватБанка» Олег Серга. По его словам, спрос на потребительские кредиты вырос на 26%.
Заместитель председателя правления Universal Bank и куратор проекта Monobank Юлия Акуленко в комментарии «Апострофа» отметил, что с точки зрения потребления, клиенты покупают товары и услуги такими же темпами, как и в прошлом году. Увеличение оборота выручки, по ее мнению, больше связано с ростом уровня цен, чем с повышением экономической активности населения.
«С точки зрения банка, использование кредитных лимитов увеличилось по сравнению с прошлым периодом. Это может свидетельствовать о двух вещах. С одной стороны, населению нужны дополнительные средства для удовлетворения своих потребностей. С другой, многие осознанно используют кредитные средства, потому что это удобно, и они уверены, что смогут вовремя вернуть ссуду», — поясняет Акуленко.
Риски и угрозы
Не столь оптимистичны в возможностях украинцев отдавать накопленные долги опрошенные эксперты. Экономический эксперт Международного центра перспективных исследований Егор Киян обращает внимание на, что по состоянию на октябрь 2018 года доля неработающих кредитов находится на уровне 54,31%. «Это критический показатель. Нормой считается не более 30% неработающих кредитов в банковской системе. Это еще раз подтверждает неустоявшуюся культуру кредитования банками и культуру заемщиков: в банках не налажена система риск-менеджмента, а у заемщиков нет понимания, что деньги необходимо возвращать. Следственно, нет доверия друг к другу. Это недоверие закладывается в еще больших процентах для компенсации возможных потерь. К тому же, учитывая дисконтную ставку в 18%, такую возвратность средств сложно обеспечивать», — поясняет он.
Однако банки продолжат создавать новые продукты потребительского кредитования. После реформы банковского сектора, который начался в 2014 году, банковский рынок потерпел существенные изменения. «Уже нельзя так открыто создавать банки и собирать депозиты для того, чтобы кредитовать собственные предприятия. Нужно бороться не только за вкладчиков, но и за клиентов, которые будут брать кредиты. Самый простой сегмент рынка, где права банка наиболее защищены — потребительские кредиты, соответственно растут быстрее всего. Вторая причина такого стремительного роста потребительских кредитов — их достаточно высокая прибыльность для банков. Средняя ставка кредитования по потребительским кредитам — 30-35%», — констатирует Кукуруза.
Почему украинцы продолжают накапливать долги? У опрошенных «Апострофом» экспертов мнения разнятся. Экономист МЦПИ Киян, объясняет это падением покупательной способности населения, инфляцией, повышением цен, необходимостью покупать дорожающие импортные товары из-за отсутствия внутренних аналогов, а также невозможностью приобрести товар сразу. «Получить товар в кредит или рассрочку у нас легкодоступно, как и повысить кредитный лимит. Второе — внешний «имидж» банков и навязчивость выдачи кредитных карточек (к примеру, под зарплатный проект и под пенсионные карты)», — говорит он.
По мнению экономиста Кукурузы, высокий спрос со стороны населения связан, прежде всего, не с уровнем бедности или доходов населения, а с тем, что людям свойственно жить в кредит, как показывает опыт развитых стран. «Это удобно, если учитывать, что средняя заработная плата, как следствие технологического прогресса, до 2000-х годов в странах первого мира постоянно росла. В Украине потребительское кредитование и уровень проникновения банковских услуг — крайне низкий. У нас только 70% населения имеют открытые счета и еще меньше активно ими пользуются. Поэтому, такой рост потребительского кредитование — это естественный догоняющий рост», — считает он.