The Paper (Китай): воспитание в области обороны без «обороны» – российское «военно-патриотическое» воспитание

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Китайский журналист решил сравнить военно-патриотическое воспитание в России с Китаем. Он пришел к выводу, что основа патриотического образования в России — акцент на победах в войнах и демонстрация народным массам достижений военной науки и техники. «Военное воспитание начинается с детства, а именно с мультиков на военную тематику, поездок в музеи, взрослые рассказывают детям об их дедушках и бабушках, которые воевали».

В обычной жизни в России всегда можно почувствовать сильную атмосферу патриотизма: люди часто прикрепляют на рюкзаки и сумки или вешают на машины черно-оранжевую георгиевскую ленту, которая является символом храбрости и победы. Особенно часто это можно увидеть до и после 9 мая, во время празднования «Дня Победы» — ленту закрепляют на груди или печатают на пушках танков. В московском метро есть специальный состав, посвященный Второй мировой войне. И снаружи, и внутри можно увидеть известные черно-белые фотографии с мест проведения боевых операций во время войны, и только георгиевская лента изображена в цвете: ее оранжевый цвет обозначает пламя, а черный — дым сражения.

Сохранение памяти о войне при помощи георгиевской ленты является одним из важных способов воспитания в области национальной обороны России.

Особенности «военно-патриотического воспитания» в России

Несмотря на то, что в русском языке есть понятие «обороны», например, «Министерство обороны», однако соответствующего понятия «воспитание в области национальной обороны» не существует. Если мы будем отталкиваться от основного значения «воспитание в области обороны», то понятием, которое соответствует ему в русском языке, является «военно-патриотическое воспитание». Сопоставляя два слова — «военные действия» и «патриотизм» — которые не относятся к обороне, с «воспитанием в области обороны», можно заметить тонкие различия в их значении.

В русском языке слово «образование» так же включает в себя два понятия: «воспитание» и «образование». Несмотря на то, что в китайском языке они объединены одним словом «образование», однако в русском их значение в действительности различно. Первое значение «образования» связано с социально-историческим процессом, когда человек вливался в жизнь общественного производства. Этот процесс тесно связан с политикой, моралью, правом, наукой, искусством и религией, а также в значительно степени зависит от культуры, языка, норм и требований морали. Он адаптирует людей к общественному сознанию, формирует у них мировоззрение и эстетическое отношение, основанное на научных и религиозных теориях, гарантирует социальный прогресс и преемственность поколений. Второе значение «образования» связано с процессом, при котором люди находятся в поиске и приобретении особых знаний и навыков, визуально он представлен в иерархической системе знаний и навыков, например, дошкольное образование, общее образование, среднее образование и высшее образование. Этот процесс может позволить людям занять определенное положение в обществе, достичь определенных целей и результатов в профессиональной деятельности.

Проще говоря, разница между двумя понятиями в следующем: во-первых, деления на иерархии; во-вторых, цель первого — нечто абстрактное, второго — конкретное; в-третьих, различия в содержании: первое понятие основано на культурной системе и является выработкой моральных, общественных, правовых, эстетических и других действий и норм, второе понятие — на системе знаний и представляет собой развитие конкретных знаний и умений отдельного человека.

То, что заложено в русском «воспитании в области обороны», как раз и есть первое понятие «образования», поэтому мы можем обобщить русское «воспитание в области обороны» как разновидность «патриотической» морали и эстетического воспитания граждан, и ее «отображением» является «все то, что связано с войной». Кроме этого она укоренена и углублена в русскую идеологию. Следует отметить, что идеология здесь не является ложным осознанием или политическим мифом, она представляет собой внутреннюю движущую силу, которая позволяет завершить ряд психологических состояний и практических действий в экзистенциальном смысле. Она действует на различные категории морали, например, на ценности, мировоззрение, культуру и формирование личности и общества.

Постепенно довести до конца воспитание в области обороны

Другой способ воспитания в области обороны в России — демонстрация народным массам достижений военной науки и техники. Парад, посвященный «Дню Победы», проводится ежегодно, и маршрут парада объявляется заранее. Ко всем видам техники, проезжающим по улицам, приковывается внимание масс, а кульминацией всего этого является тот блеск в глазах, который можно увидеть у руководителей страны и ветеранов на Красной площади, а также и всего мира. Наиболее важным является то, что военная техника появляется не только во время празднования «Дня Победы». Если какой-либо праздник связан с «армией» и «государством», то различные орудия непременно появятся в парках, на площадях и даже в магазинах. Солдаты в военной форме делятся с широкими массами знаниями о стрелковом оружии, дети лазают по танкам и пушкам. Школы также постоянно организовывают экскурсии учеников в музеи. В Музее космонавтики, Центральном музее вооруженных сил, Историческом музее и многих других постоянно в качестве основного содержания выступает все то, что имеет отношение к обороне.

Сегодня все военные действия выполняются профессиональными военнослужащими, и обычному человеку больше не требуется приобретать специальные военные навыки. Поэтому основа воспитания в области обороны в современной России — взращивание патриотического духа в гражданах и их желание служить родине и защищать страну. Воспитание в области обороны (военно-патриотическое воспитание) также стало составной частью «военно-патриотического воспитания» в воспитании российских граждан.

Теоретически, воспитание в области обороны в России систематически осуществляется на четырех уровнях: на уровне государства, школы, армии и общества. Государство контролирует его курс на макроскопическом уровне, исходя из собственных интересов, чтобы заложить для него законодательную базу. Школа отвечает за популяризацию знаний в области национальной обороны в процессе обучения, а также проводит изучение психологических особенностей молодых людей, поскольку те меняются с течением времени. Армия отвечает за специальные исследования и популяризацию военной истории, военной техники и тактики, в массовом порядке проводит обучение основным навыкам управления военной техникой, стимулирует народные массы обращать внимание на свою физическую подготовку. Каждая общественная организация обладает собственными функциями, например, средства массовой информации отвечают за пропаганду патриотизма и формирование и отстаивание норм морали, военные и исторические музеи для воспитания в области обороны предоставляют площадку и ресурсы и так далее.

В фактической работе наблюдается очень тесная координация и связь между всеми уровнями, двумя способами — укреплением памяти о войне и демонстрации военных успехов — воспитание в области обороны постепенно доводится до конца. Например, у Министерства Обороны РФ есть собственные средства массовой информации — телеканал «Звезда», на котором круглосуточно транслируются военные новости и обзоры, кино и телесериалы, ток-шоу, документальные фильмы, посвященные войне. В документальных фильмах рассказывается об истории вооружения, истории войны, науки и технике и т.д. Кроме этого также транслируются специальные детские мультфильмы, в основе которых лежат военные события.

Несомненно, что семья также является важным источником оборонного воспитания и является воплощением его результатов — отображает преемственность поколение в области оборонного воспитания. Взрослые будут лично рассказывать детям историю страны и событий кровопролитных военных сражений, в которых принимали участие предшественники. На местных военных парадах кроме небольшого числа военной техники и войск, наиболее массовым является «бессмертный полк», состоящий из потомков ветеранов Второй мировой войны, каждый из которых держит в руке фотографию с портретом их родственника. Российское воспитание в области обороны способно глубоко проникнуть в основы — политические единицы и семью, осуществлять преемственность поколений, а также отражать изменение конкретных настроений российского общества на макроскопическом уровне, например, ностальгия, энтузиазм, радикализм, стремление определить свою принадлежность и так далее.

Победители войны — основа воспитания в области обороны

Средства российского оборонного воспитания носят системный, длительный и закономерный характер, поскольку его источником является политическое сознание в течение длительного периода в истории. С исторической точки зрения, объединение российского национального государства тесно связало идеи патриотизма с национальным значением России. Начиная с 9 века племенные союзы восточных славян защищались от скандинавских агрессоров, к 15 веку в Московском княжестве завершается господство Золотой Орды, просуществовавшей более двухсот лет, а затем в 17 веке Петр Первый ввел «службу государству», при которой оценивались заслуги дворянина, а не его происхождение. Все эти исторические уроки и опыт позволили духу патриотизма укорениться на русской земле достаточно рано, а также стать составным элементом русской традиционной морали, элементарных знаний и веры.

Вера происходит от страданий, но никак не от счастья. Люди, хорошо разбирающиеся в истории России, знают, что формирование российской истории происходило за счет постоянных крупных и мелких сражений и походов. Среди них две войны были названы «отечественными»: первая — Отечественная война 1812 года, вторая — Великая Отечественная война 1941-1945 годах, происходившая во время Второй мировой войны. Перед второй отечественной войной русские добавили слово «великий», назвав ее «Великая Отечественная война». На Кутузовском проспекте — главной магистрали Москвы — находится площадь Победы, на которой возвышаются Триумфальная арка, напоминающая о победе над Наполеоном, памятники и мемориальный музей (Музей Победы — прим. перевод.), посвященной Великой отечественной войне и победе над Гитлером. С потолка главного зала мемориального музея (на самом деле говорится о Зале Памяти и Скорби — прим. перевод.) свисает 22 миллиона звеньев цепи, символизирующих число погибших советских солдат в ходе Второй мировой войны. В центре площади Победы возвышается Монумент Победы, посвященный Великой Отечественной войне, его высота составляет 141,8 метра, что символизирует 1418 дней войны. В правой части Площади (Парка Победы — прим. перевод.) находится Фонтанный комплекс, в котором бьют 202 струи (на самом деле 225 — прим. перевод.), их число символизирует 202 недели войны. В фонтанах установлено освещение ярко-красного цвета, и в темное время суток эти фонтаны становятся «кровавыми»…

Когда я впервые приехал в Россию и посетил мемориальный музей, посвященной отечественной войне, то я подумал о следующем: «Этот музей несет не скорбь, а решимость русского человека сражаться. Что он еще может бороться!». В самом деле, само здание мемориального музея отражает то, как русские видят себя в этой войне: мы — победители, а не жертвы. Такая «военно-патриотическая» дискурсивная система сформировала в России специфическое культурное самосознание и уверенность в себе, которые связаны с войной, а также сформировала национальную идентичность людей.

Корни российского оборонного воспитания находятся в системе традиционных ценностей, к ним относятся преданность государству, верность гражданским и военным обязанностям, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, взаимопомощь, дух героизма, отвага и многое другое. Все эти элементы заложили духовную базу для уверенного развития государства и роста жизнеспособности российского общества. Это как раз подчеркнул Владимир Путин в 2015 году во время общения с гражданами во время «Прямой линии»: «Надо лишь сохранить нашу сильную национальную сплоченность, и тогда никакая угроза не будет нам страшна».

Обсудить
Рекомендуем