Прошло 27 лет с момента самоупразднения Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Российская Федерация как главная наследница СССР, который был одним из лидеров двух враждебных полюсов во времена холодной войны, пережила чрезвычайно турбулентный с экономической и политической точек зрения «постсоветский» период. Владимир Путин, который во время президентства Бориса Ельцина недолго выполнял обязанности премьер-министра, с момента избрания на пост президента России в мае 2000 года по сей день направляет внутреннюю и внешнюю политику страны три срока в качестве главы государства и один срок в качестве премьер-министра.
К 2018 году Россия стала шестой крупнейшей экономикой мира по паритету покупательной способности с размером ВВП около четырех триллионов долларов. Но эта цифра не меняет того факта, что Россия обладает хрупкой экономической структурой. Экономическая сила страны в значительной мере происходит от экспорта энергоносителей, других сырьевых ресурсов и оружия. Россия, занимающая восьмое место в мире по доказанным запасам нефти, добывает более десяти миллионов баррелей сырой нефти в сутки. При таком суточном объеме добычи Россия является крупнейшим производителем нефти в мире. Россия, экспортирующая почти 40% добываемой нефти, находится на втором месте среди экспортеров сырой нефти и на третьем месте — среди экспортеров очищенной нефти. Россия — вторая в мире по добыче природного газа, а по экспорту этого вида продукции многие годы занимает первое место. По доказанным запасам природного газа (около 48 триллионов кубометров) России опять же принадлежит мировое первенство.
Высокая чувствительность российской экономики к ценам на энергоносители привела к тому, что препятствование колебаниям цен на нефть и природный газ стало политическим приоритетом страны. Тем не менее трудно сказать, что Путин всегда достигает своей цели в этом вопросе. Так, падение цен на энергоносители начиная с конца 2014 года привело к сокращению российской экономики на 3% за год. Несмотря на то, что с 2017 года возникший экономический кризис постепенно стал преодолеваться под влиянием принимаемых экономических мер, «зависимая» от экспорта энергоресурсов экономическая структура страны до сих пор не изменилась. То, что экономический кризис в России пришелся на период кризиса между Россией и Украиной, а также оккупации и аннексии Крыма Россией, влечет за собой комментарии о том, что этим процессом управляют США и ЕС, однако падение мировых цен на энергоносители по другим, напрямую не зависящим от политических ходов России причинам в будущем может снова создать похожую картину. Путин отдает себе отчет в этом и, с одной стороны, занимает позицию, нацеленную на поддержание цен на энергоресурсы на желаемом уровне, с другой — пытается диверсифицировать приносящие доход стране источники.
Россия, которая выделяет на военные расходы около 5% ВВП, владеет одной из крупнейших армий мира. Общая численность военного персонала в стране составляет 3,5 миллиона человек, из них примерно один миллион активно задействованы в воинской службе. Россия, у которой — три тысячи 900 самолетов, тысяча 500 вертолетов, 20 тысяч танков, 27 тысяч бронетранспортеров, один авианосец, девять фрегатов, 62 подводные лодки, в то же время обладает вторым по величине в мире ядерным арсеналом. Россия имеет тысячу 765 активных стратегических боеголовок и еще порядка двух тысяч 700 готовых к активации стратегических и тактических боеголовок. С точки зрения потенциала их запуска речь также идет о гигантской инфраструктуре. Ядерные вооружения, которые могут запускаться с помощью межконтинентальных ракет, ракетных систем средней дальности и подводных лодок, делают Россию второй крупнейшей силой в мире в военной сфере. Хотя с технологической точки зрения и по расходам на вооружение Россия значительно отстает от США, ее нынешняя военная мощь продолжает быть источником беспокойства для стран Восточной Европы. Особенно операции, проводимые с 2015 года на Украине и в Сирии, показали, что Путин при необходимости не воздержится от использования имеющегося у него военного потенциала в направлении достижения своих целей.
Если оккупацию Крыма и сирийскую кампанию России рассматривать в совокупности, возникает вопрос: как Россия позиционирует себя на международной арене и каковы ее национальные стратегические цели? Основную причину того факта, что Россия, которая долгое время после холодной войны занималась внутренними проблемами, не была сосредоточена на глобальных целях за пределами своего «ближнего зарубежья» и, что еще важнее, пыталась состоять в тесном сотрудничестве с западными организациями, включая НАТО, стала преследовать «беспокоящую» США и ЕС политику особенно после того, как Путин во второй раз занял кресло президента в 2012 году, мы, возможно, должны искать в «цветных революциях».
Москва внимательно следила за народными волнениями, которые происходили в 2000-е годы в Грузии, на Украине, в Киргизии и прямыми / косвенными путями поддерживались США и большинством стран ЕС. Россия наряду с тем, что в ходе всех этих процессов она холодно относилась к новым поддерживаемым Западом правящим администрациям, наиболее отчетливо повысила свой голос в 2008 году. В ответ на решения, принятые на проведенном в апреле 2008 года саммите НАТО в Бухаресте в поддержку стремлений Грузии и Украины присоединиться к НАТО, Москва, оккупировав часть Грузии, показала, что она ни за что не допустит этого. А заодно жестко припугнула Украину.
Но в 2012 году массовые протесты и антиправительственные народные волнения, возникшие на этот раз в самой России, привели к тому, что Путин определил новую внешнюю политику. Путин, который истолковал перекинувшуюся на его страну «цветную революцию» непосредственно как политику США и ЕС, изменил приоритеты в сфере безопасности и внешней политики, прежде ограничивавшиеся ближним зарубежьем России — а по сути постсоветским пространством. Российский лидер ввел в действие новую стратегию, нацеленную на постепенное, но планомерное ослабление политического, военного и экономического влияния США на международном уровне. Делая это, Путин своей украинской политикой совершенно четко дал понять, что он не желает подпускать Запад к своему ближнему зарубежью. Путин усилил военную инфраструктуру, которая воспринимается прибалтийскими странами и Польшей в качестве угрозы. Путин стал озвучивать претензии на расширение зоны юрисдикции в Северном Ледовитом океане. Он начал политическое и военное сотрудничество с Китаем — сдержанное, но развивающееся по сравнению с прошлым периодом. Решительно спустившись в Восточное Средиземноморье начиная с 2015 года, Путин вывел на беспрецедентно высокий уровень военное присутствие России в Сирии, которое в период после холодной войны стало ветшать. Несомненно, этот ход также был неявно обусловлен стремлением обладать правом голоса в переделе нефтяных ресурсов Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.
В получение Россией важных преимуществ в рамках данной стратегии, несмотря на экономическую депрессию 2015-2017 годов, наравне с решимостью Путина внесла также вклад ситуация, в которой находились США и страны ЕС. Пассивная внешняя политика, преследовавшаяся Бараком Обамой в его второй президентский срок, а также политическая и экономическая политика Дональда Трампа, которую можно обобщить риторикой «сначала Америка» и которая привела к изоляции его страны на международной арене, до настоящего времени не позволили США возглавить какой-либо сильный «фронт» в противовес России. Предположения о том, что президент Трамп в ходе предвыборной кампании состоял в сговоре с Россией и Россия осуществляла кибервмешательство в выборы в США, вызвали серьезные разногласия между исполнительными и законодательными органами власти в Вашингтоне в вопросе политики в отношении России. Несмотря на эти разногласия, администрация Трампа поставила России жесткий ультиматум на основании нарушения ею Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1986 года. В соответствии с этим ультиматумом, если Россия в течение 60 дней не вернется к исполнению договора, США выйдут из него. На повестке дня после долгого перерыва снова возникнет вопрос о размещении ядерных ракет средней дальности в Центральной Европе, если члены НАТО единогласно одобрят это. Насколько этого хода будет достаточно для того, чтобы заставить Россию отказаться от новой стратегии, и какой отклик он найдет на улицах Европы — это мы увидим после февраля 2019 года, когда истечет установленный 60-дневный срок. Некоторые западные эксперты даже стали писать о том, что протесты «желтых жилетов» в Париже разжигают не США, которые переживают некоторые проблемы с Францией, а Россия, которая желает пригрозить демократиям ЕС.
С другой стороны, неспособность стран ЕС занять единую позицию в отношении России в силу финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, проблем, вызванных расширением союза, подъема ультраправых и Брексита, которым сейчас долго и много занимается это объединение, тоже упростили Путину задачу. Санкции США и ЕС, введенные против России из-за ее украинской политики, имели ограниченный эффект. Зависимость Германии от России в сфере природного газа не позволила Берлину сколь-либо эффективно повысить тон своего голоса против Москвы, несмотря на настоятельные требования членов ЕС в Восточной Европе.
Дальнейшие шаги России во внешней политике будут формироваться в зависимости от трех переменных. Во-первых, устойчивость экономических балансов России. Как я отметил в начале статьи, падение цен на энергоресурсы ниже определенного уровня в прошлом пошатнуло Россию. Когда стоимость барреля нефти, которая в 2013 году была выше 110 долларов, в конце 2015 года упала до 30 долларов, Россия вступила в экономический кризис, но не воздержалась от вмешательства на Украину. Сегодня цена на нефть находится на уровне 60 долларов за баррель. То, что страны ОПЕК на прошлой неделе приняли решение о сокращении нефтедобычи вопреки требованиям президента Трампа, обрадовало больше всего Россию и Иран. Повысилась вероятность того, что в ближайшие три месяца стоимость нефти достигнет 70 долларов за баррель. Если эта тенденция сохранится, то в краткосрочной перспективе Россию будет невозможно загнать в угол посредством экономики.
Во-вторых, политическое будущее Путина. Если предположить, что Путин, занявший президентское кресло в третий раз, при нормальных условиях останется на этом посту до 2024 года, тогда не следует ожидать какого-либо изменения внешней политики России в краткосрочной перспективе.
А третья переменная — будущее отношений России с Китаем, о чем в наши дни никто особенно не задумывается. Хотя основное место в повестке дня занимает напряженность США — Россия, не нужно упускать из виду тот факт, что Россия и Китай, несмотря на нынешнюю дипломатическую близость, на самом деле являются конкурентами. Существует вероятность того, что на определенном этапе эти две страны могут вступить в конфликт друг с другом особенно с точки зрения их зон влияния прежде всего в Средней Азии. Можно сказать, что в такой ситуации России, возможно, придется пересмотреть свой нынешний подход к США и ЕС. Конечно, все может быть и с точностью до наоборот. То есть Россия из-за резкой позиции США может попытаться построить более тесные отношения с Китаем, которого Трамп напрямую включает в число мишеней. А это может кардинально изменить все расчеты США и ЕС относительно будущего мировой политики.