Запасы природного газа в украинских подземных хранилищах (ПХГ) сократились до 47% от плановых объемов и составили 14,77 миллиардов кубометров. Это отличный маркер, который показывает нам, что главный партнер Нафтогаза — теплая зима. И как только погода вносит свои коррективы, запасы газа в наших ПХГ начинают улетучиваться так, как будто кто-то забыл закрыть уловный «вентиль» и начинаются акции «Прикрути!».
На самом деле, запасы газа в хранилищах, цена на газ для промышленности и населения, логистическая маржа — суть производные от двух простых показателей: добычи украинского газа и объемов транзита.
Что касается первого, то, несмотря на все реформаторские потуги, показатели газодобычи в Украине сократились. Основная риторика руководителей сводится при этом примерно к следующему: высокие цены на газ для населения нужны для наращивания показателей газа собственной добычи. Как показывает опыт, цены растут, а в добыче прирост наблюдается лишь за последний год, но он незначителен и явно неадекватен тем ресурсам, которые были влиты в Нафтогаз в виде «космических» цен на газ украинской добычи.
Что касается транзита, то в настоящее время ни правительство, ни руководство Нафтогаза, не осознают всех рисков, которые могут в ближайшее время буквально помножить на ноль весь наш транзитный потенциал. Европа уже устала от неопределенности восточных транзитных маршрутов и перешла к системной диверсификации источников энергообеспечения. В ближайшие годы возможности ЕС по приемке сжиженного газа будут существенно расширены за счет модернизации и строительства новых терминалов по регазификации сжиженного газа (СПГ). Кроме того, уже на стадии завершения такие проекты как «Турецкий поток» и TANAP. И если взять совокупные параметры указанных выше альтернативных маршрутов по поставкам природного газа на рынок ЕС, то они сопоставимы или даже в перспективе превышают влияние на параметры нашего транзита «Северного потока-2». Но если в отношении последнего, наши политики говорят чуть ли не во сне, то относительно иных направлений транзитного европейского хеджирования — просто набрали в рот воды и даже умудряются присутствовать на торжественных мероприятиях «по случаю», как это был с открытием проекта поставок на рынок ЕС каспийского газа.
Совсем недавно президенты Турции и РФ торжественно завершили прокладку подводной части «Турецкого потока», по которому российский газ пойдет в Турцию и южные страны Европы. Украина при этом, не высказала даже традиционную в таком случае «озабоченность». Получается, Киев банально обменял «Южный поток» на турецкое «участие» в церковных вопросах. Почему руководство нашей страны не оказало на строительство «Турецкого потока» такого же давления как на его «северный» аналог — вопрос риторический.
Великобритания и Польша вскоре перейдут на потребление сжиженного газа с помощью морских терминалов по приемке СПГ. Эту стратегию уже давно реализует и Литва. К 2020-му может быть завершен и «Северный поток — 2», который перехватит из нашей трубы более 50 миллиардов кубометров и практически закроет потребности Германии, которая частично разбавит эту зависимость американским СПГ для чего также планирует построить свой терминал.
Ключевая проблема здесь заключена в том, что наши чиновники не понимают или делают вид что не понимают, лежащую на поверхности стратагему: любой транзитный коридор для нас — это потеря транзитной маржи и снижение логистического потенциала. В денежном эквиваленте — минус 3 миллиарда долларов, получаемых за транзит газа или более 2% ВВП. Что касается газовых хабов, то сейчас идет процесс их создания в Польше (для Центральной Европы) и в Турции (для Балкан). После их ввода в эксплуатацию частично утратит рыночную востребованность и уникальная система украинских подземных хранилищ газа (8% мировых мощностей и 23% европейских).
Чисто теоретически у нас еще есть примерно год для того, что бы провести анбандлинг, то есть разделение Нафтогаза на несколько независимых структур по добыче, транзиту, хранению и продаже природного газа, принять закон и нормативную базу для создания глобального восточноевропейского газового хаба, провести все необходимые мероприятия по его запуску, установить справедливые цены на газ украинской добычи, загрузить свои подземные хранилища не на 47%, а на 100%, создать совместно с ЕС консорциум по управлению нашей газотранспортной системой. То есть сформировать тот экономический конкурентный инструментарий, который «задушит» своим рыночным преимуществом «южные» и «северные» потоки вместе взятые, включая и дорогостоящую транспортировку СПГ в морские терминалы. Вот только в нынешней парадигме, когда из окон Укргаздобычи во время обысков выпадают пачки с «кэшем», подобные радужные мечты выглядят как сказка о волшебном королевстве, где «жили долго и счастливо». У нас же пока получается «несчастливо», а единственный «плюс» — «недолго».