Общеизвестное о них представление как о кровожадных мародерах, возможно, несправедливо
В мифах и литературе викинги прославились уж точно не своей мягкостью. Как известно, в «Астериксе и норманнах» скандинавы узнали, что такое страх, только слушая невероятную музыку барда Какофоникса. Еще более распространены описания вроде тех, что есть в Англосаксонской хронике, посвященной «грабежам и резне», которые устроили викинги во время нападения на Линдисфарн в 793 году, когда тамошняя церковь «была залита кровью служителей Божиих и лишена всей утвари».
Тем не менее не исключено, что викингов очернили зря. Так утверждает Мадс Равн (Mads Ravn), археолог, занимающийся исследованиями в музее Вайле в Дании. Мадс Равн заявляет, что средневековые церковные летописцы, вероятно, преувеличивали кровожадность викингов, а вообще-то они были менее жестоки, чем англосаксонские захватчики Британии в V и VI веках, просто о жестокости викингов гораздо больше говорили.
Чтобы вы не подозревали Мадса Равна в пристрастном желании сберечь доброе имя скандинавов (и в том числе англосаксов), обратите внимание на хорошие исторические свидетельства в поддержку его тезиса. Рассказы о самых мрачных налетах викингов, таких как разграбление Нанта в 843 году, с веками становились все более красочными и ужасающими, и это наводит на мысль, что монахи вносили в них свой вклад, пытаясь подчеркнуть жестокость язычников. Вдобавок, как ни странно, о деяниях викингов в области изнасилований не особенно упоминается, хотя в еврейской Библии об этой отвратительной практике говорится много (вспомните, например, изнасилование Тамары, дочери царя Давида).
И в самом деле, даже сама фраза «изнасилования и грабежи», которая давно ассоциируется с викингами, похоже, принадлежит перу поэта XIX века Джеймса Скотта (JM Scott), написавшего об англо-американской войне 1812 года. Возможно, по современным меркам викинги и не были особо чуткими людьми, но потомкам пора сменить свое отношение к ним на более объективное.