Aftonbladet (Швеция): Да Винчи, косой гений

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Британский офтальмолог изучил автопортреты Леонардо да Винчи и утверждает, что тот был косоглаз. Может, этим отчасти объясняется уникальность шедевров Леонардо: «Из-за косоглазия он мог периодически смотреть одним глазом, и это может объяснить его выдающуюся способность создавать трехмерные изображения». Новая теория помогает понять загадку многих шедевров живописи.

Леонардо да Винчи был одним из самых одаренных людей в истории человечества. Но великие шедевры вроде «Моны Лизы» и «Ночного дозора» он создавал не только благодаря своей гениальности. А еще и благодаря своему косоглазию.

Леонардо да Винчи, живший с 1452 по 1519 год, умел почти все. Он рисовал магические картины, конструировал самолеты (которые не летали), парашюты и военные механизмы. К тому же он был на высоте в области архитектуры, науки в общем смысле, музыке, литературе, геологии, ботанике, истории и картографии.

Леонардо знал в принципе все, что стоило знать в то время. И даже гораздо больше. В 1485 году Леонардо сконструировал собственный парашют.

Никто не осмеливался его опробовать до 2000 года, когда британский смельчак Адриан Николс (Adrian Nichols) сшил парашют по старым чертежам. И он великолепно сработал.

«Парашют да Винчи был лучше»

После прыжка Адриан Николс сказал, что спуск с ним был даже спокойнее, чем с современными парашютами.

Адриан Николс разбился насмерть в 2005 году, совершая свой последний прыжок с парашютом, но в тот раз он использовал не модель Леонардо.

Анатомические исследования человеческого тела, проводимые Леонардо, стали первыми классическими работами по анатомии. Но прежде всего он, как бог, рисовал. Его почти трехмерные картины очаровывают людей вот уже несколько сотен лет.

Но не все объясняется его блестящей техникой.

Британский офтальмолог профессор Кристофер Тайлер (Christopher Tyler) утверждает, что отчасти уникальность шедевров Леонардо объясняется тем, что он был косоглаз.

Глаз смотрел в сторону — это полезно для изображения перспективы

Тайлер изучил старые портреты Леонардо и констатировал, что один его глаз косил, и этим можно объяснить то, что он плохо оценивал расстояние до предметов. В известном «Журнале американской медицинской ассоциации» он пишет, что это расстройство зрения Леонардо «могло быть особенно полезным для геометрически правильного изображения сюжета».

Сохранилось всего порядка 20 картин Леонардо да Винчи, и среди них есть лишь несколько автопортретов, так что на самом деле материалов для изучения у профессора Тайлера было маловато.

«Все автопортреты свидетельствуют о косоглазии»

Он проанализировал шесть из работ Леонардо: две скульптуры, две живописные картины и два рисунка, моделью для которых, как предполагается, был сам Леонардо. «На всех я нашел признаки косоглазия», — пишет профессор Тайлер.

«Из-за косоглазия он, возможно, привык периодически смотреть одним глазом, и этот прием был для него естественным. Это может быть одним из объяснений его выдающейся способности изображать трехмерные аспекты лиц, предметов и отдаленные рельефы гористых ландшафтов».

Астигматизм — разгадка шедевров?

Эль Греко (El Greco, 1541 — 1614), которого на самом деле звали Доменикос Теотокопулос (Doménikos Theotokópoulos) страдал от астигматизма, как утверждают некоторые. И это, возможно, объясняет его особый стиль живописи.

Конечно, никто точно не знает, правда ли это. Возможно, эта теория возникла просто потому, что манера его работ совершенно особая — порой с несколько «перекошенными» предметами и фигурами. Вне зависимости от этого, его картины — бесценные шедевры.

Рисовал только то, что видел своими больными глазами

Клод Моне (Claude Monet,1840 — 1926) был одним из выдающихся пионеров импрессионизма. Многие из его картин сильно нарушали царившие тогда нормы.

Его живопись часто была слегка «размытой», и со временем становилась такой все сильнее. Но, возможно, дело было не только в его художественном развитии. Моне страдал от катаракты, которая постепенно изменяла его зрение.

Очевидно, что он рисовал то, что видел. А видел он не так, как люди с нормально функционирующим зрением.

Зрение было ужасным — мог заниматься лишь скульптурой

Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834 —1917) был живописцем и скульптором. Уже в 1870 году стало ясно, что у Дега проблемы с глазами — его зрение сильно ухудшилось.

По всей видимости, он страдал от ретинопатии — серьезного заболевания, поражающего сетчатку глаза и часто встречающегося у пациентов с высоким давлением или диабетом.

Некоторые называют его импрессионистом, другие с этим не согласны. В конце жизни он в основном писал акварели и занимался скульптурой.

«Очки вульгарны!»

Поль Сезанн (Paul Cézanne, 1836 — 1906) был сильно близорук. Но в отличие от большинства близоруких людей Сезанн отказывался носить очки. Он считал, что они выглядят вульгарно.

В 1970 году окулист Патрик Тревор-Ропер (Patrik Trevor-Roper) написал книгу «Мир слабыми глазами» («The World Trough Blunted Sight»), где изложил теорию, что особый язык размытых образов Сезанна объясняется его сильной близорукостью и отвращением к очкам.

Отравился и видел мир в желтом цвете

Винсент ван Гог (Vincent van Gogh, 1853 —1890) при жизни не продал ни единой своей картины. Сейчас они стоят сотни миллионов. Ван Гог видел мир через желтый фильтр. По всей видимости, он страдал от ксантопсии, отравившись дигиталисом, который можно использовать как лекарство при заболеваниях сердца. При ксантопсии у человека нарушается цветовое зрение, и все вокруг он видит в желтом цвете. Один из его шедевров, натюрморт «Подсолнухи» может быть примером этого.

Вопрос, правда, в том, действительно ли Ван Гог успел принять так много дигиталиса, что это повлияло на его восприятие цвета.

Он был близорук, но это не играло никакой роли

Пабло Пикассо (Pablo Picasso,1881 — 1973) — вероятно, самый известный художник в мире. В его творчестве было несколько «периодов»: например, розовый и голубой, и он был одним из величайших первопроходцев современного искусства.

Пикассо немного косил. Но эта подробность никак не повлияла на его искусство, в котором он редко или даже никогда не стремился точно копировать окружающий мир.

Пикассо и Леонардо не единственные художники, которые страдали косоглазием. Установлено, что косит каждый двадцатый человек, будь то художник или нет.

Обсудить
Рекомендуем