С каждым стихийным бедствием, от которого в Средние века страдали мусульмане, появлялись суеверные, далекие от логики и рациональности объяснения. Они становились популярными среди населения и прикрывались религией.
Это правда, что в арабских и других мусульманских странах рождались великие ученые, которые разработали свои теории в области медицины, астрономии и других науках, однако это не привело к утверждению рационализма среди арабов.
Многие из тех, кого арабы считали учеными, сами давали суеверные объяснения стихийным бедствиям.
Чума — уколы джиннов и наказание Божье
В своей книге «Базль аль-маун фи фадль ат-Таун» Ахмед бен Али Ибн Хаджар аль-Аскаляни опроверг причины, выявленные врачами и астрономами в отношении чумы. Он пришел к выводу, что чума — это своего рода удар, которым джинны поражают людей. В качестве аргумента он использовал некоторые хадисы, а именно слова Пророка: «Одной из причин разрушения моей уммы будет (кровопролитие от) ударов ножом и чума». И когда посланнику сказали: «О посланник Аллаха, мы знаем, что такое удар, но что насчет чумы?», он ответил: «Это укол врагов ваших — джиннов, и у каждого есть на то свидетельство».
Ибн Хаджар упоминает, что Бог насылает джиннов на людей и чуму, чтобы наказать за их зло и безнравственность, и основывает свое утверждение на свидетельствах ряда мусульманских ученых, таких как Ибн Каййим аль-Джаузия, который сказал: «В таком явлении как чума, которая происходит от наших врагов джиннов, заключается большая мудрость. Заболевшие чумой — наши братья и мы должны сражаться против врагов джиннов и не примиряться с ними. Это наказание для людей за то, что они повиновались джиннам, когда те приказывали им совершать грехи, вести себя безнравственно и сеять обман на земле. И мудрость заключается в том, чтобы наслать на них чуму».
Хотя Ибн Хаджар считает, что чума была наказанием для неверующих в прошлом, он подчеркивает, что когда она поражала верующих в его эпоху, это было милостью для них. Здесь он подкрепляет свою точку зрения словами Абу Бакра Мухаммада ибн Исхака аль-Калабади. Последний написал в своей книге «Маана аль-ахбар», что есть не только враг, который может пронзить верующего своим копьем или мечом, но также враг из числа джиннов, потому что Бог может тем самым желать ему добра, чтобы человек достиг определённой степени мученичества.
В своей книге «Инбаа аль-гамр би абна аль-амр» Ибн Хаджар рассказывает о случае, произошедшем во время чумы, которая обрушилась на Дамаск в 1374 году. Некоторые видели джиннов на верблюде, в руках которых были копья. Эта история стала быстро распространяться среди населения, кто-то верил ей, кто-то нет.
Однако почему Ибн Хаджар и другие ученые настаивали на рассмотрении именно этих аргументов и исключали другие возможные причины чумы? Ответ можно найти в докторской диссертации, которую написал Белькасем Ат-Табаби на факультете гуманитарных и социальных наук в Университете Туниса под названием «Смерть в Египте и Шаме в эпоху мамлюков».
Так, он утверждает, что психологическая и культурная атмосфера в Средние века была благоприятной для распространения суеверий: «Наблюдалось состояние коллективной растерянности, а также чувства беспомощности и абсолютного страха. Религиозная культура вела к деградации и опустошению, а сторонниками таких объяснений была культурная и духовная элиты общества».
Тем не менее, акцент на джиннах, виновных в распространении эпидемий, напоминает нам о представлениях, которые господствовали среди жителей Аравийского полуострова до ислама. Они верили, что невидимые существа играют важную роль в жизни человека. Некоторые бедствия воспринимались ими как наказание богов, и подобные интерпретации сохранились в эпоху монотеистических религий, так что схожие убеждения разделялись и мусульманами, и евреями, и христианами в эпоху мамлюков.
Как ни странно, женщины также несут частичную ответственность за распространение суеверных интерпретаций чумы. Как пишет Самия Мусейлахи в своем исследовании «Проституция в Египте в эпоху мамлюков», когда в Египте в 1437 году началась эпидемия чумы, султан Ашраф Сейф ад-Дин Барсбей провел во дворце совещание, в котором приняли участие некоторые знатоки исламского права и судьи, и спросил их, за что Бог наказал людей чумой, ему ответили, что когда среди людей царит прелюбодеяние, Бог насылает на них чуму. По их словам, женщины украшают себя и ходят по улицам, и большинство из них не скрывает своего лица. По этой причине султан приказал запретить женщинам выходить на рынки, думая, что этот запрет будет способствовать исчезновению чумы.
Султан не ограничился принятием этих законов и поручил Даулету Хаджи, который был известен своей жестокостью и большим влиянием, угрожать убийством всем, кто нарушает эти законы. Он усилил слежку на дорогах, а также избивал и заключал в тюрьму каждую женщину, которую задерживали вне дома, чтобы полностью предотвратить их появление на улицах.
Голод. Непорядочность и предзнаменования правителей
Отсутствием нравственности также объясняли голод, хотя его причины были очевидны: это засуха. В своей книге «Дурра мадыа фи дауля аз-захирия» Мухаммед бен Мухаммед бен Сисри объяснил засуху в Леванте в 1394 и 1395 годах непорядочностью людей, их злыми намерениями и предательствами. По его мнению, Бог хотел, чтобы они покаялись, признали свои грехи и ответили за них.
Он также объяснил отсутствие воды в одном из источников тем, что жители окрестности приходили к нему выпить вина, а затем совершали различные гнусные поступки, и поэтому источник высох, чтобы люди не могли больше там находиться.
Так или иначе, суеверия отразились на мерах, принятых властями. Так, к примеру, произошло, когда в 1387 году когда эмир Сейф ад-Дин Судун, представитель султаната в Египте, напал на винные магазины, захватил тысячу сосудов с вином и разбил их под стенами замка. Как рассказывает Касем Абду Касем в своей книге «Нил и египетское общество в эпоху мамлюков», после этого он напал на склады гашиша и места его продажи, покрыв их грязью.
В 1503 году в Египте разразился голод, и султан Кансух аль-Гаури издал приказ напасть на дома коптов, разбить их запасы вина, а также сжечь гашиш и пивные.
В соответствии с преобладающими в то время представлениями было естественным распространять слухи о видениях и снах, в которых причины голода связывались с коррупцией и несправедливостью.
Как рассказывает Мухаммед ибн Ийас аль-Ханафи в книге «Бадаиа аз-Зухур фи вакаиа ад-духур», во время голода, охватившего Египет в 1510 году, ходили слухи, что во сне одна праведная женщина увидела, как два царя сошли с небес и направились к Нилу, который поднялся до двадцати локтей. Затем один из них сказал другому, что Бог приказал увеличить Нил до двадцати локтей, но когда в Египте царит несправедливость, вода в реке должна уменьшиться до восемнадцати локтей. Когда она проснулась, оказалось, что вода в Ниле ушла в ту же ночь.
В ту эпоху были распространены суеверия в отношении природных явлений, и люди часто связывали бедствия с хорошим или плохим правлением.
По словам Касема, вода в Ниле уходила во времена правления справедливого султана Зейн ад-Дина Китбуга (1294-1295) и в стране воцарился голод, за которым последовала эпидемия, повлекшая за собой гибель множества людей, и население объясняло происходящее злым роком.
То же самое произошло в 1309 году, когда вода ушла из реки Нил, и начался голод. Люди связывали это с несчастливой судьбой султана Бейбарса аль-Джашанкира и его заместителя, принца Салара, в связи с чем они сочинили песню, которая его высмеивала.
Землетрясения: рога быка и гора Каф
Поскольку землетрясения в исламской религии — одни из главных предвестников Судного дня, стали популярными объяснения этого явления как Божьего испытания для людей или наказания за их грехи.
Джалалуддин ас-Суюти не пожалел сил, чтобы опровергнуть интерпретации философов и мусульманских ученых, таких как Ибн Сина и аль-Бируни, и заменить их суевериями.
Как упомянул Ат-Табаби, в своей книге ас-Суюти «Кяшф сальсаля ан васф аль-зальзаля» написал, что гора Каф окружает землю, и Бог создал горы, которые расположены так тесно, как колья, и если Бог хочет встряхнуть землю, то он начинает с горы Каф.
Другое известное объяснение, данное Абу аль-Хасаном Али ибн аль-Джаззаром в его работе «Тахсын аль-маназиль мин хоуль аз-залязиль», которое гласит, что бык, который держит землю, перенёс её с одного рога на другой.
Согласно Ат-Табаби, отчаянная защита суеверных объяснений землетрясений и отказ принять рациональные интерпретации свидетельствуют о состоянии интеллектуального упадка среди образованных элит того времени и наступлении периода регресса в арабо-исламской культуре.