Недавно между министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом и журналистом известной французской газеты «Ле пойнт» разгорелся жаркий спор. Среди прочего министру был задан вопрос о намерении Ирана уничтожить Израиль; его также попросили объяснить, почему иранские баллистические ракеты маркированы девизом «Смерть Израилю!»
Зариф яростно отверг саму постановку вопроса: «Когда и кто говорил, что Иран уничтожит Израиль? Покажите мне хотя бы одного человек, кто это сказал». Журналист моментально парировал, приведя слова президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в 2007 году: «Израиль должен исчезнуть с карты мира». Зариф ответил, что «Ахмадинежад процитировал аятоллу Хомейни, который сказал, что Израиль исчезнет со страниц истории, но он не сказал, что уничтожит его». Зариф также отметил, что политика и поведение Израиля приведут к его самоликвидации.
Однако не все иранские комментаторы «купились» на объяснение Зарифа. Так, газета Kayhan обвинила Зарифа в искажении высказываний Хомейни и в отклонении от целей исламской революции, которая, по словам газетчиков, включала в себя уничтожение Израиля. Другие комментаторы цитировали заявления иранских лидеров, которые называли Израиль «раковой опухолью», подлежащей уничтожению, и заявление Хаменеи 2012 года, что Иран поможет любой стране или организации, борющейся с сионистским государством.
С другой стороны, были и те, кто не боялся критиковать продолжение антиизраильской политики Ирана, например, Хади Борхани, профессор истории в тегеранском университете. На страницах веб-сайта Hever Online он написал, что «Иран платит высокую цену за свою политику, поскольку значительная часть западного мира считает агрессию Израиля против Ирана законной, чья цель — защитить себя от намерения Ирана уничтожить Израиль. Потому основная задача иранской политики состоит в том, чтобы обуздать расистскую политику Израиля, а не уничтожать его».
«Вопрос не в том, уничтожит ли Иран Израиль или Израиль самоликвидируется, а в том, кто возложил на Иран ответственность за уничтожение Израиля, и поддерживает ли эту цель большинство населения», — сказал иранский комментатор Садек Зибакалам. Другие иранские журналисты, которых попросили прокомментировать высказывания Зарифа, утверждали, что «похоже, речь идет о новой иранской политике, и это важно».
Внезапный поворот иранской полемики должен найти отклик даже в Израиле, где нет публичного обсуждения того, что было принято давно в качестве аксиомы — утверждение, что Иран стремится уничтожить Израиль.
Царящие в иранском обществе настроения, критика режима, публикуемые аналитические материалы, касающиеся политики и государственности, и не согласующиеся с духом и буквой официальных заявлений, вряд ли доходят до широкой израильской общественности.
«Мы читаем израильскую прессу, переведенную на английский язык, мы знаем, кто такие израильские политики, следим за расследованиями по делам Нетаньяху и пытаемся понять израильское общество», — написал иранский журналист в адрес «Хаарец»; связь с ним осуществляется обходным путем по электронной почте.
В Израиле иранскую прессу читают, пожалуй, всего лишь несколько ученых да представителей разведслужб, хотя некоторые крупные издания Ирана появляются в интернете на английском или арабском языках.
Не все иранцы озабочены ядерным оружием, ракетами, Израилем, «Хезболлой» или санкциями. С ноября спектакль «Les Miserables» ежедневно демонстрируется в тегеранском театре, хотя цены на билеты — от 4 до 20 долларов — дороги для большинства граждан. Актрисы не имеют права прилюдно распускать волосы; кроме того, их вокал сопровождается фоновыми голосами, чтобы они не пели в одиночку, нарушая закон. Но директор Хуссейн Перси позаботился о впечатляющем освещении, искусственном снеге и живой музыке в исполнении оркестра. Он даже хвастается, что верховный лидер Ирана Али Хаменеи дал шоу «кошерный» сертификат, когда сказал, что «книга Виктора Гюго — это чудо, книга о любви и сострадании».
Любой, кто уже видел это шоу, может насладиться оперой «Кармен», которая также в настоящее время ставится в Тегеране — но только для женщин.
Театр и опера не делают иранский режим более либеральным. Режим не перестанет вооружаться и угрожать, но он знает, что для того, чтобы добиться послушания народа, он не может обойтись одним лишь насаждением религии.