Lidové noviny (Чехия): малая Москва? В одном пражском районе

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сегодня русские образуют в Чехии четвертую по численности группу иностранцев после украинцев, словаков и вьетнамцев. Еще 10 лет назад ВНЖ в Чехии было у 23 300 граждан Российской Федерации, а в июне 2018 года таких было уже 37 303, то есть на 60% больше. Русские не хотят привлекать к себе внимание, да их и не особенно здесь любят, рассказывает чешское издание «Лидовки».

Станция метро линии «В» Гурка. Чуть за полдень. На первый взгляд это обычный пражский район. Однако, помимо чешского, тут все время звучит еще и русский язык.

Среди тех, кто входит в метро и говорит по-русски, попадаются самые разные люди: молодая женщина с коляской, пожилая пара в теплых пальто, отороченных мехом, и группа мужчин среднего возраста, которые держат в руках пиво.

Хмурая зимняя погода довершает картину, напоминающую окраину Москвы. В 2017 году в округе «Прага 13», к которому относится район Гурка, проживало без малого 11 тысяч иностранцев. Более 25% из них украинцы, и почти столько же русских. Поэтому территорию, прилегающую к метро «Гурка» прозвали малой Москвой.

Одна из причин такой популярности этого района среди представителей русскоговорящей диаспоры заключается в стоимости местных квартир. «Раньше цены на жилье в этом районе были ниже и доступнее, чем в других частях Праги, — объясняет Антон Козых, региональный директор агентства недвижимости Keller Williams Česká republika. — Кроме того, как и в любом крупном городе, люди одной культуры или национальности селятся в одном месте».

Где поселиться? Посоветует друг или маклер

Свою роль в решении поселиться в определенном месте играет и рекомендация друзей или русскоговорящих маклеров из агентства по недвижимости, которые напрямую связаны с девелоперами, предлагающими квартиры в том или ином районе.

По словам Козыха, близ метро «Гурка» живут в основном представители низшей прослойки среднего класса, а люди побогаче, кто приобрел квартиры в ипотеку, предпочитают округ «Праги 6». Но недвижимость на Гурке скупают и российские инвесторы, которые сдают ее потом в наем.

Как и в других районах, в малой Москве магазины и услуги сосредоточены вокруг станции метро. Там есть несколько вьетнамских вечерних магазинов, а также маникюрных салонов. Всего в нескольких метрах от входа в метро — магазин русских продуктов «Влаштовка». «У нас покупают и чехи, но преобладают русские. Здесь проживает большая русская диаспора», — говорит продавщица.

То же говорят в другом русском магазине «Калинка». Там, помимо продуктов, предлагаются еще и библиотечные услуги: любой может взять почитать русскую книгу. В витрине приклеено объявление о продаже двухкомнатной квартиры. Но во многих зданиях, где могли бы быть магазинчики, пусто, а на витринах надпись «Сдается».

Русские не хотят привлекать к себе особенного внимания. Видимо, это связано с тем, как их национальность воспринимают в Чехии. Согласно опросу Центра исследования общественного мнения, проведенному в марте прошлого года, русские относятся к тем национальным группам, к которым чехи относятся скорее с антипатией, чем с симпатией.

Русские вызывают неприязнь более чем у трети чехов старше 15 лет, а симпатию — у четверти. Почти 40% опрошенных относятся к ним равнодушно.

Число русских в Чехии постоянно растет. Еще 10 лет назад ВНЖ в Чехии было у 23 300 граждан Российской Федерации, а в июне 2018 года таких было уже 37 303, то есть на 60% больше.

Сегодня русские образуют в Чехии четвертую по численности группу иностранцев после украинцев, словаков и вьетнамцев. Больше всего русских проживает в Праге, а прежде модные Карловы Вары постепенно утрачивают свою популярность. Русские в Праге, как говорится, уже осели.

В чешской столице можно без труда купить русские продукты. Магазин «Ласточка» на Гурке предлагает широкий ассортимент. Помимо конфет, икры и чая, там есть, например, и вяленая рыба, которая наполняет ароматом весь магазин.

В конце 90-х в Праге был всего один русский магазин. В 2009 году их было уже 24, а сегодня и того больше. В Праге есть и русские школы, издаются газеты и журналы на русском языке. В православном храме святой Людмилы в «Праге 6», который освятили семь лет назад, проводятся богослужения на русском языке.

Совсем немного русских, проживающих в Чехии, являются наемными работниками. Намного чаще русские зарабатывают собственным бизнесом. Согласно исследованию под названием «Интеграция русской диаспоры в основное общество», проведенному Исследовательским институтом труда и социальных дел, русским, после чехов, принадлежит больше всего фирм в Чехии.

Согласно данным компании Bisnode, которая давно следит за долей иностранных владельцев компаний в стране, в Чехии зарегистрировано более 15 тысяч компаний с российским владельцем.

Почти половина российских фирм в Чехии не ведет никаких дел

Среди иностранных владельцев компаний преобладают россияне. На то есть две основные причины. Во-первых, исторические предпосылки, а во-вторых, незначительный языковой барьер. Среди других факторов: желание открыть филиал в Европейском Союзе, инвестиционные льготы, выгодное географическое положение Чехии, высокая степень стабильности и безопасности в стране, а также экономическая миграция, возросшая в последние годы.

«При ближнем рассмотрении российской бизнес-базы выясняется, что 43% русских компаний в Чехии не ведут никаких дел», — уточняет Петра Штепанова из компании Bisnode. Некоторые русские, таким образом, просто легализуют свое пребывание в Чехии.

По данным Bisnode, чаще всего компании с русским владельцев занимаются арендой и управлением собственной или арендованной недвижимостью. На втором месте с некоторым отрывом — оптовая и розничная торговля, а также другие направления научной и технической деятельности.

Подавляющее большинство компаний с русским владельцем (около 70%) зарегистрировано в Праге. 10% — в Карловарском крае, а 7% — в Среднечешском.

Насколько успешно идут дела у компаний с русскими владельцами, узнать сложно. По данным Bisnode и Чешского статистического института, 69% из них не публикует данных о доходах, а 11% компаний указывает доход, не превышающий 200 тысяч крон.

Обсудить
Рекомендуем