В ходе трехсторонних переговоров между ЕС, Россией и Украиной в Брюсселе стороны не смогли прийти к соглашению по вопросу транзита. Хотя комиссар ЕС по энергетике Марош Шефчович (Maros Sefcovic) и внес предложения по содержанию нового транзитного договора, в том числе по сроку его действия, объемам прокачки и тарифу, но Россия и Украина взяли таймаут.
Ясно одно: ЕС заинтересован в долговременных и надежных поставках. Существующий транзитный договор истекает в конце текущего года. «Северный поток — 2» к тому времени еще не будет полностью готов к эксплуатации, даже если удастся завершить строительство в срок в конце 2019 года.
Просто его не к чему будет присоединить. Потому что газопровод Eugal, который должен будет принять российский газ на берегу Балтийского моря у Грайфсвальда и дальше прокачать его в сторону чешской границы, будет готов не ранее 2020 года.
Таким образом, может возникнуть перерыв в энергоснабжении, и не исключено, что он будет не единственным. Согласно прогнозам, потребление энергии и спрос на газ в Европе в ближайшие годы будут расти. «Северный поток» и «Северный поток — 2» даже вместе взятые не смогут полностью удовлетворить этот спрос. Вопрос о подключении к европейской газовой сети «Турецкого потока», нового экспортного газопровода Газпрома, который будет поставлять газ в Турцию и Южную Европу, пока висит в воздухе.
Получается, что без транзита через Украину никак не обойтись. Комиссар по энергетике Шефчович хочет обеспечить транзит по этому маршруту минимум на десять лет. Это сделает запланированные европейские инвестиции в ветхую украинскую газовую сеть привлекательными.
Вместо того чтобы искать компромисс, государственная украинская энергетическая компания Нафтогаз усиливает давление на своего российского партнера по переговорам Газпром с помощью текущих судебных разбирательств. Только этим летом украинцы подали иск против Газпрома на сумму в 12 миллиардов долларов из-за транзитных выплат, которые с точки зрения Киева были занижены.
Иски как средства давления
А перед этим Стокгольмский арбитраж уже присудил Нафтогазу 2,6 миллиарда долларов (2,3 миллиарда евро) в качестве компенсации из-за завышенных для Украины цен на газ.
Очевидно, что новый иск служит рычагом в переговорах по транзиту газа. Директор по развитию бизнеса Нафтогаза Юрий Витренко заявил на днях, что в случае заключения договора на 15 лет Киев будет готов уменьшить сумму компенсаций до двух миллиардов долларов. Если же Россия не согласится на договор, то тогда повысятся расходы на амортизацию — таковы были его аргументы.
«Позиция, занятая нашими украинскими партнерами с этим новым иском, абсурдна», — возмутился российский министр энергетики Александр Новак. По его словам, Россия не признает ни иск, ни то обстоятельство, что он увязан с переговорами по транзиту. По его словам, новый транзитный договор будет вообще заключен только в том случае, если будут улажены все юридические споры.
По иронии судьбы Россия, которая в 2009 году после «газовой войны» между Киевом и Москвой практически продиктовала нынешний, до конца года еще действующий договор, сегодня меньше чем Украина и ЕС заинтересована в новых долгосрочных обязательствах. Москва хотя и предложила продлить нынешнее соглашение, но не указала точных объемов прокачки.
Рано или поздно Кремль заменит транзит через Украину «Турецким потоком». В конце прошлой недели Владимир Путин заручился в этом вопросе поддержкой президента Сербии Александра Вучича (Alexander Vucic).
Похоже, на быстрое соглашение рассчитывать не приходится. Следующий раунд переговоров назначен только на май, после того как пройдут выборы на Украине. Москва надеется, что встретится на Днепре с более покладистыми переговорщиками. Но эта надежда обманчива.
То, что политическая конфронтация между Москвой и Киевом после выборов в конце марта ослабнет, маловероятно, даже в случае победы Юлии Тимошенко. Поэтому времени для решения транзитного спора остается не так уж много.