Тенденция нарушений воздушного пространства в Балтийском регионе восходит корнями к холодной войне, когда русские сбили несколько шведских самолетов. Теперь история повторяется, возникают новые обвинения. Когда случайный инцидент выходит из-под контроля, возникает опасная ситуация.
Сейчас Россия при подстрекательстве государственных СМИ обвиняет шведские вооруженные силы в том, что они отправили на российскую территорию «самолет-шпион». По словам русских, самолет «Гольфстрим» (Gulfstream), пролетел над Балтийским морем с выключенными транспондерами. Именно в этом Швеция обычно обвиняет русских. И это зачастую правда.
В драматическом видео — подлинность которого невозможно проверить — российский телеканал утром в четверг представил кадры якобы с истребителем Су-27, прогоняющим шведских злоумышленников.
Российское министерство обороны сообщило, что шведский самолет «собирал данные».
Однако доказательств нет, и это может быть просто ответом на инцидент на прошлой неделе, когда российские самолеты пролетели над территорией Швеции.
Об этом стало известно вечером в среду, когда военные сообщили правительству о так называемом «нарушении правил доступа» россиянами. По их словам, это был российский самолет-разведчик Ил-20 в сопровождении боевых Су-27. Они вторглись в шведское воздушное пространство «на короткий промежуток времени».
Что бы в действительности ни произошло в ходе этих двух инцидентов, подобные события — неважно, серьезны они или нет — следствие растущей напряженности вблизи Швеции, учитывая наращивание вооружений, в том числе новые российские ядерные ракеты.
Во времена холодной войны шпионские самолеты регулярно летали над Балтийским морем, это была часть непрекращающейся борьбы за мировое господство между США и НАТО с одной стороны и коммунистическими странами Варшавского договора во главе с Советским Союзом с другой.
Несмотря на официальную политику нейтралитета, Швеция была на стороне Запада. Шведы летали на самолетах с американским оборудованием для прослушки и передавали все данные американцам и британцам. Разумеется, русские были в курсе, и они избрали путь силы.
В 1952 году российский боевой самолет сбил шведский «Дуглас DC-3» над Балтийским морем. Из восьми членов экипажа сбитого самолета трое были из ВВС и пятеро — из Радиотехнического центра вооруженных сил. Самолет обнаружили на дне моря более чем через 50 лет. Также русские сбили шведский самолет «Каталина» (Catalina), посланный на поиски пропавшего «Дугласа» и его экипажа.
Инциденты, о которых говорят сейчас, вписываются в эту хорошо знакомую нам схему прежних лет. Когда «Свенска дагбладет» пару лет назад брала интервью у посла России в Швеции Виктора Татаринцева во время Альмедальской недели, он поинтересовался: «Какого черта шведский самолет делал у российской границы?», намекая на самолет радиоэлектронной разведки, замеченный неподалеку от российского Калининграда.
Тот же вопрос можно теперь задать русским после их последнего нарушения границы шведского воздушного пространства к югу от Карлхамна в Блекинге. Инциденты с нарушениями воздушного пространства так серьезны потому, что они грозят вылиться в ситуацию, которая выйдет из-под контроля и приведет к опасным осложнениям.