Россия более не чувствует себя связанной обязательствами по договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности и приостанавливает свое участие в нем. Такова реакция Кремля на принятое США в пятницу решение о выходе из соглашения. Признаки обоих решений стали появляться с прошлой осени. В декабре американцы предъявили Москве ультиматум сроком в два месяца: если российская сторона до начала февраля не уничтожит крылатую ракету наземного базирования 9М729, в которой американцы видят «состав преступления», с договором будет покончено. Россия хотя и сопротивлялась и стала вдруг подчеркивать важность соглашения, но было ясно, что уже давно намечается его отмена.
Зеркальный ответ
Российский ответ, о котором объявил президент Владимир Путин в присутствии министра иностранных дел Сергея Лаврова и министра обороны Сергея Шойгу, стал ожидаемым — зеркальным. Это значит, что Москва платит американцам той же монетой, приостанавливает свое участие в договоре и начинает развивать разработку и испытания крылатых ракет наземного базирования и ракет средней дальности, которые до этого попадали под запрет в соответствии с договором. Конкретно Шойгу предложил разработать наземную версию ракеты морского базирования «Калибр», а также гиперзвуковые ракеты средней и малой дальности. Некоторые эксперты предполагают, что ракета 9М729 была уже разработана на основе ракеты «Калибр». Путина заверили, что работы возможны в рамках существующего бюджета. Тем самым явно хотят воспрепятствовать возникновению страхов из-за новой гонки вооружений. В то же время Путин напомнил о продемонстрированном в прошлом году новом оружии.
Претензии только в адрес США
Американские претензии, связанные с российской ракетой 9М729, никто из них не упомянул. Вместо этого Лавров рассказал о том, какие нарушения допускали США на протяжении ряда лет в отношении не только ДРСМД, но и Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), срок действия которого истекает через два года. На самом деле и российская сторона давно обвиняла Америку в нарушении ДРСМД, в том числе, из-за системы ПРО, которую США разворачивают в Восточной и Центральной Европе. С российской точки зрения, они способны сбивать крылатые ракеты наземного базирования и тем самым нарушают ДРСМД. Таким образом эффективное размещение американских ракет средней дальности в Европе является решающим моментом для российских ответных мер.
Каскад обвинений в адрес США служил прежде всего внутриполитическим целям. И снова американцы стали причиной развала проверенных соглашений и не оставляют Москве иного выбора, кроме как отвечать теми же средствами — таков посыл России. На предложение президента США Дональда Трампа заключить новое соглашение Путин отреагировал лишь косвенно. Все российские предложения лежат на столе. Если партнеры готовы вести с Россией равноправный диалог, она для этого открыта, однако никаких новых предложений Россия на данный момент выдвигать не собирается.
Дилемма Европы
Россия ведет себя безупречно и даже великодушно. Пока США не будут размещать свое ядерные ракеты средней и меньшей дальности в Европе, Россия тоже не будет этого делать, даже если со временем появится такое вооружение. Этот посыл, вероятно, адресован в первую очередь европейцам. Путин точно знает, что выход США из ДРСМД беспокоит прежде всего европейцев и несет в себе потенциал обострения трансатлантической напряженности, а также напряженности внутри ЕС и НАТО. На стороне России двойное преимущество. Она не должна никого спрашивать, может ли она размещать ракеты на своей территории, отмечает Кортунов. И может наблюдать за тем, как европейцы спорят о том, размещать ли им у себя американские ядерные ракеты, попадая тем самым под прицел русских.