Business Insider (США): Швеция утверждает, что она создала «истребитель-убийцу» российских Су

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Командующий ВВС Швеции выступил с довольно смелым заявлением о том, что их истребитель Saab Gripen E способен победить российские самолеты серии «Сухой» в воздушном бою, не имея дорогостоящих технологий стелс. У этого истребителя есть исключительная особенность, которая делает его «кошмаром для российских самолетов». Автор рассказывает, что это за технология и почему она может быть так опасна.
  • Представитель шведских ВВС утверждает, что их истребители Gripen E созданы для того, чтобы уничтожать грозные российские истребители «Сухой», и что в этом у них «черный пояс».

  • Истребители Gripen E не могут похвастаться максимальной боевой загрузкой и малозаметностью. Кроме того, их нельзя назвать самыми быстрыми, самыми дешевыми истребителями или истребителями самой большой дальности. Однако они оснащены мощными средствами ведения радиоэлектронной борьбы.

  • Gripen E — это относительно дешевый шведский вариант для борьбы с российскими истребителями и ракетами класса «земля-воздух». Вполне возможно, России сейчас нечего им противопоставить.

Командующий ВВС Швеции Матс Хельгессон (Mats Helgesson) недавно выступил с довольно смелым заявлением о том, что истребитель Saab Gripen E способен победить российские самолеты серии «Сухой» в воздушном бою, не имея в своем распоряжении тех дорогостоящих технологий стелс, на которые делают ставку США.

«Gripen, в особенности в модификации E, сделан для того, чтобы уничтожать Су. У нас здесь черный пояс», — сказал Хельгессон на презентации в Финляндии, куда Швеция хочет поставлять свои истребители.

Российские истребители «Сухой» стали настоящей легендой благодаря своей маневренности и способности переигрывать американские самолеты в воздухе, выполняя опасные и агрессивные трюки, но, возможно, Gripen взломал их код.

Истребители Gripen не могут похвастаться максимальной боевой загрузкой и малозаметностью. Кроме того, их нельзя назвать самыми быстрыми, самыми дешевыми истребителями или истребителями самой большой дальности. Однако у этого истребителя есть исключительная особенность, которая делает его кошмаром для российских самолетов.

По словам эксперта британского Королевского объединенного института оборонных исследований Джастина Бронка (Justin Bronk), подобно тому, как штурмовики A-10 Warthog были созданы вокруг огромной пушки, в основу истребителей Gripen легли средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Практически все современные истребители способны в той или иной мере выполнять задачи, связанные с радиоэлектронной борьбой и подавлением радаров противника, однако, по словам Бронка, Gripen E превосходят большинство своих аналогов.

Пилоты Gripen E не любят раскрывать свои карты, демонстрируя все возможности систем РЭБ во время учебных полетов. Однако, как только они это сделали, это полностью изменило курс учебных боев, как сказал Бронк.

«Несколько лет назад пилотам Gripen надоело быть посмешищем для пилотов немецких "Тайфунов". Они получили возможность применить свои системы РЭБ и устроили немцам настоящую взбучку», — сказал Бронк. Один истребитель Gripen даже смог незаметно появиться у левого крыла «Тайфуна» благодаря своей способности глушить радиосигнал.

«Будет справедливым предположить, что Gripen имеет одну из самых совершенных систем РЭБ из ныне существующих», — сказал Бронк, добавив, что те истребители Gripen, которые одержали верх над «Тайфунами», были из серии C/D, которая оснащена менее мощными системами РЭБ, чем серия Е, о которой говорил Хельгессон.

Кому нужна малозаметность?

Чтобы бороться с грозными российскими истребителями и ракетами класса «земля-воздух», США сделали ставку в первую очередь на малозаметные самолеты. Технологии стелс являются очень дорогими, и их необходимо интегрировать в саму конструкцию самолета.

Если Россия каким-то образом найдет способ обнаруживать малозаметные истребители, то американским F-35 — самым дорогим самолетам в истории — придет конец.

Между тем Saab решил выбрать иной, более дешевый подход к борьбе против российских истребителей и ракет, сосредоточившись на системах РЭБ, которые обеспечивают их преимущество перед технологиями стелс, потому что системы РЭБ можно модифицировать, не перестраивая полностью весь самолет.

Saab планирует совершенствовать программное обеспечение Gripen E каждые два года, что позволит этим истребителям эффективно бороться с противником, как отметил Бронк.

Однако Бронк указал на один важный момент, касательно РЭБ.

«Проблема выстраивания стратегии выживания вокруг комплекса средств РЭБ заключается в том, что вы не можете предсказать, сработает он или нет, — объяснил он. — Даже если он сработает, вам предстоит непрекращающаяся борьба с противником, чтобы одержать верх над вражескими истребителями, потому что формы и методы атаки постоянно меняются».

Однако Швеция извлекает выгоду из сосредоточенности России на американских истребителях. «Швеция слишком мала, чтобы ориентироваться на нее в процессе оптимизации ваших систем противостояния вражеским средствам РЭБ», — отметил Бронк.

Если бы началась война между Россией и Западом, Россия, вероятнее всего, сделала бы все возможное, чтобы получить средства борьбы против американских систем РЭБ — а не против шведских истребителей Gripen E, которых будет построено всего несколько десятков.

Следите за флангами

По словам Бронка, концепция Gripen E заключается в том, чтобы «действовать на территории Швеции, использовать все преимущества пересеченной местности под прикрытием ракет класса "земля-воздух" посредством комплекта средств РЭБ, который в теории должен защитить истребители от большинства российских ракет и угроз "воздух-воздух"».

Кроме того, Gripen E способны выпускать практически любые ракеты, сделанные в США или Европе.

«Если совместить чрезвычайно эффективную радиолокационную систему с совершенным комплектом средств РЭБ и "Метеором" — самой эффективной ракетой большой дальности класса "воздух-воздух", которая способна противостоять российским средствам радиоэлектронного подавления, — будут все причины полагать, что такой [истребитель] окажется чрезвычайно эффективным, — сказал Бронк. — Фланговым пилотам должно быть очень страшно».

Обсудить
Рекомендуем