Mediapart (Франция): Украина — война церквей

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Отношения русской и украинской церкви напоминают диалог слепого с глухим. На заявления Москвы о своем праве на украинские приходы Киев отвечает критикой их «незаконной аннексии» в 1686 году. Глубокие разногласия могут не лучшим образом отразиться на развитии молодой церкви и надолго оставить после себя тяжелые воспоминания. "Медиапарт" публикует репортаж о ситуации на юге Украины.

Через три с лишним месяца после того, как экуменический Синод Константинопольского патриархата признал независимость украинской церкви от Московского патриархата, более 120 приходов выразили желание присоединиться к украинской церкви. Репортаж из села Охматов на юге Украины.

Склонившийся над алтарем священник гулким голосом читает молитвы. Как принято в православии, он поминает свое руководство, то есть митрополита Киевского и всея Украины Епифания. В зале по другую сторону врат его словам вторит хор пожилых прихожанок. 13 января в Охматове (150 километров к югу от Киева) прошла одна из первых служб, на которых священник Игорь Гаврилюк не упоминает имя патриарха Московского Кирилла, главы русской православной церкви. «Наша община давно стремилась к таким переменам, — говорит Гаврилюк. — После Томоса об автокефалии, то есть провозглашения независимости, которая была представлена новой Украинской православной церкви 6 января в Стамбуле, мы сразу же запустили административную процедуру по выходу из РПЦ». Эта инициатива была воспринята как историческое событие, поскольку именно в Киеве восточные славяне приняли христианство в 988 году.

Несмотря на неоднократные вторжения, местное православное духовенство оставалось очень активным до присоединения к Русской церкви в 1686 году. Религиозное единство стало одним из составляющих политического единства двух народов. После распада СССР этот символ переживает не лучшие времена. В обстановке гибридной войны Украины и России господство русской церкви вызывало все больше недовольства.

По иронии судьбы, Охматов отметился в истории Украины двумя битвами XVII века. В тот период запорожские казаки сражались вместе с русскими войсками. С 2014 года другая война «открыла нам глаза», говорит прихожанин Николай. Несмотря на отрицания духовенства, русскую церковь на Украине обвиняют в поддержке военного вмешательства Кремля как в молитвах, так и в поступках.

Патриарх Кирилл открыто одобрил аннексию Крыма в 2014 году. Некоторые священники поддержали пророссийски силы в войне в Донбассе, которая, по данным ООН, уже унесла жизни 13 000 человек. «Мы морально были готовы к мысли о выходе из русской церкви, — говорит Николай. — Но нам нужен был константинопольский Томос, чтобы присоединиться к признанной церкви».

При активном содействии президента Петра Порошенко переговоры с патриархом Константинопольским Варфоломеем набрали обороты. «Первый среди равных» (это связано с историческим первенством Константинополя в православии) заявил о своем праве признать «автокефалию» украинской церкви.

15 декабря в Киеве прошел объединительный собор по созданию новой церкви. Русская церковь оказалась не у дел, за исключением двух епископов. Российские иерархи осуждают создание новой церкви как нарушение канонического закона, однако не могут помешать приходам принять решение о своей принадлежности: 120 из них по всей стране уже выразили намерение перейти из русской церкви в украинскую. «Мы присоединились к ней, потому что мы — патриоты нашей страны», — говорит прихожанка Мария Викторюк после окончания службы. Церковь в Охматове была разрушена советскими властями после Второй мировой войны, и сейчас прихожане собираются в старой школе. «Это украинская церковь для украинцев, как не присоединиться к ней?», — добавляет она, доедая просфору.

Петр Порошенко представляет независимость украинской церкви как один из определяющих аспектов национальной идентичности. Довольно спорное и упрощенческое определение для страны с множеством религий. Как бы то ни было, автокефалия и разделение Киева и Москвы оказались очень популярными решениями. Эта инициатива стала продолжением целой череды лингвистических, культурных, политических и экономических мер, которые призваны разорвать некогда тесные связи двух постсоветских республик. Спорные действия русской церкви на Украине стоили ей многих тысяч верующих среди одного из самых набожных народов на постсоветском пространстве. Как бы то ни было, Москва все еще располагает наибольшим числом приходов на украинской территории: более 11 000. Переход под крыло украинской церкви пока остается довольно скромным по масштабам течением и не является для всех чем-то само собой разумеющимся. Игорь Гаврилюк признает, что потерял в результате трех прихожан. «Они не стали устраивать скандал, а просто поехали в воскресенье в церковь в соседнем селе. Мы молимся об их возвращении…»

К вопросу скандалов или даже насилия на Украине относятся очень серьезно, поскольку ее религиозная мозаика сложна и подрывается нынешней геополитической напряженностью. Кадры столкновений между прихожанами и националистами 13 января в Ворсовке стали примером эскалации в яростной борьбе за контроль над приходами и богатым земельным наследием русской церкви.

Слух о конфискации знаменитой Почаевской лавры на западе страны взбудоражил СМИ и социальные сети, однако затем был опровергнут. В ответ на эти события Верховная Рада приняла 17 января закон с четким описанием процедуры смены принадлежности по решению самих прихожан. «Нужно не допустить кровопролития», — предупредил Петр Порошенко. Построенные до провозглашения независимости Украины в 1991 году храмы принадлежат государству и сдаются в аренду религиозным организациям. Все это подпитывает страхи о постепенном лишении имущества верующих Московского патриархата. Сформированная в конце декабря новая комиссия Министерства культуры занята составлением описи.

Глава пресс-службы министерства Юлия Даценко уверяет, что планов о конфискации нет. При этом она отмечает отсутствие «по меньшей мере десяти ценных предметов» в Киево-Печерской лавре, которая является одним из главных центров паломничества православных и сверкает позолоченными куполами в центре Киева. Собирается ли она потребовать отчет от московского духовенства? Время явно еще не пришло. «Я не хочу даже представлять, что мы можем дойти до такой крайности, — сокрушается епископ Виктор, который занимается административными вопросами в лавре. — По конституции каждая религиозная организация сама решает свою судьбу. Мне сложно представить, что нас выдворят отсюда». Кроме того, он указывает на сложности в составлении описи государственного имущества после 30 лет реконструкции и обустройства силами верующих. «Сейчас уже невозможно сказать, кому принадлежит та или иная икона, чаша, картина…» Сидя за столом в богато обставленном кабинете, Виктор сожалеет об уходе людей, однако не собирается сидеть сложа руки. «У каждой общины сложилась своя ситуация, — говорит он. — И ей нужно сделать собственный выбор. Мы можем лишь объяснять, что Константинополь был не вправе принимать такое решение, поскольку каноническая территория Украины относится к Москве. Происходящее неправильно». Кстати говоря, автокефалия украинской церкви пока что не признана ни одной из 14 автокефальных православных церквей, за исключением константинопольской.

Таким образом, отношения русской и украинской церкви напоминают диалог слепого с глухим. На заявления Москвы о своем праве на украинские приходы Киев отвечает критикой их «незаконной аннексии» в 1686 году, как выразился архиепископ Евстратий. Глубокие разногласия могут не лучшим образом отразиться на развитии молодой церкви и надолго оставить после себя тяжелые воспоминания.

Как бы то ни было, епископ Виктор уверен в будущем: «Сейчас вопрос до крайности политизирован, но после мартовских президентских выборов никто уже не будет заинтересован в том, чтобы пользоваться им». Превращение этой тематики в политический инструмент сейчас совершенно очевидно, будь то рекламные афиши Петра Порошенко или яростные комментарии «пророссийских» политиков.

Иначе говоря, нынешняя буря страстей сопряжена с обстоятельствами и может растаять в дыму свечей. «Мы не утверждаем, что идем от страшного прошлого к светлому будущему, — уверяет прихожанин Николай. — Это политические вопросы, и они нас совершенно не интересуют. Смена церкви просто должна позволить нам идти собственным путем без внешнего вмешательства».

Обсудить
Рекомендуем