Через три с лишним месяца после того, как экуменический Синод Константинопольского патриархата признал независимость украинской церкви от Московского патриархата, более 120 приходов выразили желание присоединиться к украинской церкви. Репортаж из села Охматов на юге Украины.
Склонившийся над алтарем священник гулким голосом читает молитвы. Как принято в православии, он поминает свое руководство, то есть митрополита Киевского и всея Украины Епифания. В зале по другую сторону врат его словам вторит хор пожилых прихожанок. 13 января в Охматове (150 километров к югу от Киева) прошла одна из первых служб, на которых священник Игорь Гаврилюк не упоминает имя патриарха Московского Кирилла, главы русской православной церкви. «Наша община давно стремилась к таким переменам, — говорит Гаврилюк. — После Томоса об автокефалии, то есть провозглашения независимости, которая была представлена новой Украинской православной церкви 6 января в Стамбуле, мы сразу же запустили административную процедуру по выходу из РПЦ». Эта инициатива была воспринята как историческое событие, поскольку именно в Киеве восточные славяне приняли христианство в 988 году.
Несмотря на неоднократные вторжения, местное православное духовенство оставалось очень активным до присоединения к Русской церкви в 1686 году. Религиозное единство стало одним из составляющих политического единства двух народов. После распада СССР этот символ переживает не лучшие времена. В обстановке гибридной войны Украины и России господство русской церкви вызывало все больше недовольства.
По иронии судьбы, Охматов отметился в истории Украины двумя битвами XVII века. В тот период запорожские казаки сражались вместе с русскими войсками. С 2014 года другая война «открыла нам глаза», говорит прихожанин Николай. Несмотря на отрицания духовенства, русскую церковь на Украине обвиняют в поддержке военного вмешательства Кремля как в молитвах, так и в поступках.
Патриарх Кирилл открыто одобрил аннексию Крыма в 2014 году. Некоторые священники поддержали пророссийски силы в войне в Донбассе, которая, по данным ООН, уже унесла жизни 13 000 человек. «Мы морально были готовы к мысли о выходе из русской церкви, — говорит Николай. — Но нам нужен был константинопольский Томос, чтобы присоединиться к признанной церкви».
При активном содействии президента Петра Порошенко переговоры с патриархом Константинопольским Варфоломеем набрали обороты. «Первый среди равных» (это связано с историческим первенством Константинополя в православии) заявил о своем праве признать «автокефалию» украинской церкви.
15 декабря в Киеве прошел объединительный собор по созданию новой церкви. Русская церковь оказалась не у дел, за исключением двух епископов. Российские иерархи осуждают создание новой церкви как нарушение канонического закона, однако не могут помешать приходам принять решение о своей принадлежности: 120 из них по всей стране уже выразили намерение перейти из русской церкви в украинскую. «Мы присоединились к ней, потому что мы — патриоты нашей страны», — говорит прихожанка Мария Викторюк после окончания службы. Церковь в Охматове была разрушена советскими властями после Второй мировой войны, и сейчас прихожане собираются в старой школе. «Это украинская церковь для украинцев, как не присоединиться к ней?», — добавляет она, доедая просфору.
К вопросу скандалов или даже насилия на Украине относятся очень серьезно, поскольку ее религиозная мозаика сложна и подрывается нынешней геополитической напряженностью. Кадры столкновений между прихожанами и националистами 13 января в Ворсовке стали примером эскалации в яростной борьбе за контроль над приходами и богатым земельным наследием русской церкви.
Слух о конфискации знаменитой Почаевской лавры на западе страны взбудоражил СМИ и социальные сети, однако затем был опровергнут. В ответ на эти события Верховная Рада приняла 17 января закон с четким описанием процедуры смены принадлежности по решению самих прихожан. «Нужно не допустить кровопролития», — предупредил Петр Порошенко. Построенные до провозглашения независимости Украины в 1991 году храмы принадлежат государству и сдаются в аренду религиозным организациям. Все это подпитывает страхи о постепенном лишении имущества верующих Московского патриархата. Сформированная в конце декабря новая комиссия Министерства культуры занята составлением описи.
Глава пресс-службы министерства Юлия Даценко уверяет, что планов о конфискации нет. При этом она отмечает отсутствие «по меньшей мере десяти ценных предметов» в Киево-Печерской лавре, которая является одним из главных центров паломничества православных и сверкает позолоченными куполами в центре Киева. Собирается ли она потребовать отчет от московского духовенства? Время явно еще не пришло. «Я не хочу даже представлять, что мы можем дойти до такой крайности, — сокрушается епископ Виктор, который занимается административными вопросами в лавре. — По конституции каждая религиозная организация сама решает свою судьбу. Мне сложно представить, что нас выдворят отсюда». Кроме того, он указывает на сложности в составлении описи государственного имущества после 30 лет реконструкции и обустройства силами верующих. «Сейчас уже невозможно сказать, кому принадлежит та или иная икона, чаша, картина…» Сидя за столом в богато обставленном кабинете, Виктор сожалеет об уходе людей, однако не собирается сидеть сложа руки. «У каждой общины сложилась своя ситуация, — говорит он. — И ей нужно сделать собственный выбор. Мы можем лишь объяснять, что Константинополь был не вправе принимать такое решение, поскольку каноническая территория Украины относится к Москве. Происходящее неправильно». Кстати говоря, автокефалия украинской церкви пока что не признана ни одной из 14 автокефальных православных церквей, за исключением константинопольской.
Таким образом, отношения русской и украинской церкви напоминают диалог слепого с глухим. На заявления Москвы о своем праве на украинские приходы Киев отвечает критикой их «незаконной аннексии» в 1686 году, как выразился архиепископ Евстратий. Глубокие разногласия могут не лучшим образом отразиться на развитии молодой церкви и надолго оставить после себя тяжелые воспоминания.
Как бы то ни было, епископ Виктор уверен в будущем: «Сейчас вопрос до крайности политизирован, но после мартовских президентских выборов никто уже не будет заинтересован в том, чтобы пользоваться им». Превращение этой тематики в политический инструмент сейчас совершенно очевидно, будь то рекламные афиши Петра Порошенко или яростные комментарии «пророссийских» политиков.
Иначе говоря, нынешняя буря страстей сопряжена с обстоятельствами и может растаять в дыму свечей. «Мы не утверждаем, что идем от страшного прошлого к светлому будущему, — уверяет прихожанин Николай. — Это политические вопросы, и они нас совершенно не интересуют. Смена церкви просто должна позволить нам идти собственным путем без внешнего вмешательства».