Осенью 1991 года, когда советские республики от Армении до Украины одна за другой провозглашали независимость от Советской империи, советник Михаила Горбачева пытался убедить его перенять подход его соперника и президента РСФСР Бориса Ельцина и отпустить их восвояси. «Как только Россия воспрянет, они прибегут обратно», — записал советник в докладной записке. Ельцин же пророчил, что на то, чтобы восстановить традиционную сферу влияния, у России уйдет 20 лет. Прошло 27 лет, в двух из 15 бывших советских республиках — в Молдавии и на Украине — на носу выборы. Одержит ли Россия верх?
Ответ на этот вопрос будет иметь важные геополитические последствия. Если вашингтонские и московские ястребы в чем-нибудь и сходятся, так это в том, что без экономической зоны влияния и буферной зоны, сопоставимых с теми, что имелись у советской и царской империи, России — энергетической и ядерной сверхдержаве со слабой демократической основой — будет сложно соревноваться с основными конкурентами по многополярному миропорядку (Китаем, США и Европейским Союзом).
Преемник Ельцина Владимир Путин смог выковать мощное российское национальное государство, чему нимало способствуют столь смелые шаги, как аннексия Крыма, считает историк Гарвардского университета Сергей Плохий. Докладная записка Горбачеву от Георгия Шахназарова цитируется по книге Плохого «Последняя империя: падение Советского Союза». И хотя в государственном строительстве Путин преуспел, за его успехи пришлось заплатить высокую цену — они отпугнули другие бывшие советские республики и могут помешать делу восстановления сферы влияния. «Полагаю, на постсоветском пространстве он проигрывает, — считает Плохий, директор Украинского научного центра Гарвардского университета. — Он пытается делать два дела одновременно, и они плохо друг с другом вяжутся».
Россия перепробовала разные способы влияния на соседей, от соблазна до принуждения — предлагала газовые субсидии, скупала стратегическую инфраструктуру, вводила торговое эмбарго, вмешивалась в выборы и использовала военную силу. Результаты можно назвать в лучшем случае сомнительными. Вместе с четырьмя бывшими республиками Россия сформировала клон ЕС — ЕАЭС или Евразийский экономический союз. Однако три прибалтийских государства, вечно наособицу, давно уже вступили в НАТО и Евросоюз. Из оставшихся же семи республик часть кажется попросту недосягаемыми. Да, Путин добыл России Крым, а российские войска оккупировали сепаратистские регионы — Приднестровье в Молдавии и Абхазию и Южную Осетию в Грузии — но шансы на стратегическую интеграцию с двумя бывшими республиками он упустил.
Многое зависит от того, чего на самом деле хочет добиться Путин. Федор Лукьянов, глава Совета по внешней и оборонной политике, считает, что Россия больше не рассматривает ближнее зарубежье как некое единое пространство. Литва, Армения и Узбекистан — принципиально разные случаи, которые требуют от Москвы разных подходов. Украина же уникальна, это экзистенциальный вызов не только российской геополитике, но и самой российской идентичности. «Никто в Москве больше не считает Украину своей сферой влияния», — говорит Лукьянов, добавляя, что Россия потеряла влияние на Киев и что за исходом выборов в следующем месяце ей остается лишь наблюдать издалека. «Долгосрочной стратегии насчет Украины у Москвы нет».
Это вовсе не значит, что все кончено. Всякому, кто утверждает, что Украина для России потеряна навсегда, следует посчитать, сколько раз за свою историю Украина присягала на верность то, Востоку, то Западу. По словам Лукьянова, продолжение саморазрушительного олигархического режима в Киеве помешает Украине вписаться в любую сферу влияния, кроме российской. На фоне политики баш-на-баш, которую ведет Трамп, и борьбы Евросоюза с демонами национализма проект западной интеграции может поблекнуть. Со временем, считает Лукьянов, может измениться «сам настрой».
Кстати говоря, в 2011 году — в срок, предсказанный Ельциным — Путин всерьез принялся за строительство стабильной зоны безопасности, чтобы вывести ближнее зарубежье с орбиты ЕС и НАТО. Вместе с президентами Белоруссии и Казахстана он сформировал Таможеный союз, который вскоре перерос в ЕАЭС, отдельный блок с собственной зоной свободной торговли, правилами и установками.
С тех пор Путин уговорил присоединиться еще две бывших республики — Армению и Киргизию. Армения подписала соглашение в 2014, отказавшись при этом — под давлением Москвы — подписать глубокое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле с ЕС. Выбора у нее, считай, не было: Армения завязла в споре за территорию с богатым нефтью Азербайджаном, и остро нуждается в российской военной поддержке. Не подписывать торговое соглашение с ЕС Путин убедил и тогдашнего президента Украины Виктора Януковича, но в ответ на это в центре Киева разгорелась Революция достоинства, а Янукович лишился власти и бежал. Россия парировала военной интервенцией в районе Донбаса, которая продолжается и поныне.
События на Украине нанесли болезненный удар по планам России на регион. До аннексии Крыма народная поддержка вступления Украины в НАТО колебалась у отметки в 20%, военный нейтралитет был прописан в конституции, а НАТО не воспринимала Россию как угрозу. Сейчас же ситуация в корне изменилась. НАТО крепит оборону в Прибалтике. Новые лидеры Украины пошли дальше и подписали торговое соглашение с ЕС наряду с Молдавией и Грузией. А 7 февраля парламент в Киеве проголосовал за то, чтобы прописать цель войти в НАТО и ЕС в конституцию. Поскольку избиратели Крыма и Донбасса отпали сами собой, пророссийские партии на предстоящих в марте и октябре выборах хоть сколько-нибудь серьезной силы уже не представляют.
Для стран же, присоединившихся к ЕАЭС, результаты оказались неутешительными. Главным образом, из-за падения курса российской валюты и ослабления экономики, пострадавшей от гнета западных санкций. К тому же само существование организации пришлось на эпоху низких цен на нефть. На 2017 год Россия оставалась главным экспортным направлением лишь для одного бывшего советского государства — Белоруссии. Среди остальных с места главного торгового партнера ее вытеснил ЕС, либо Китай.
Россия по-прежнему имеет рычаги влияния на соседей, благодаря своей обширной территории, энергопоставкам, военной мощи и крупным русскоязычным общинам в некоторых из стран-соседей. Кроме того, она опирается на коррумпированную элиту, миграцию и ослабление поддержки со стороны Запада в надежде удержать бывшие советские республики в своеобразном чистилище — не позволяя им демократизироваться и интегрироваться с Западом, с одной стороны, но и не принимая в собственную сферу влияния, с другой. Эта мрачная история хорошо читается на примере Молдавии.
Владимир Чеботарь, вице-президент правящей Демократической партии Молдавии (ДПМ), считает, что 24 февраля Путин может одержать большую победу. Десять лет назад небольшое винодельческое государство сделало осознанный выбор в пользу европейской интеграции. Сейчас же этот выбор «оказался под вопросом». Молдавия вполне может откатиться назад, если выиграет пророссийская Социалистическая партия, объясняет Чеботарь из штаб-квартиры своей партии в Кишиневе. По коридорам здания с зеркальными окнами снуют молодые женщины в черных платьях, и кругом царит атмосфера из фильмов про Джеймса Бонда.
В нескольких кварталах отсюда лидер Социалистической партии Зинаида Гречаная настроена не менее панически, чем ее оппонент. «На карту поставлено само существование государства Молдавия как отдельной страны, не больше и не меньше», — объясняет она. Гречаная утверждает, что партия Чеботаря ведет тайные переговоры по слиянию с соседней Румынией, членом ЕС. (Значительная часть Молдавии до Второй мировой войны входила в состав Румынии. Официально оба правительства планы по воссоединению отметают.) Социалистам уже принадлежит власть в стране — Игорь Додон уселся в президентское кресло в 2016 году, и по опросам общественного мнения эта партия лидирует. С тех пор Додон подписался на статус наблюдателя в ЕАЭС и заручился гарантией, что Москва ослабит карательные торговые ограничения — а это посул вознаграждения за «правильный» выбор.
И все же драма «Запад против России», которую раз от разу разыгрывают две партии, уже навязла в зубах. Молдова рискует попросту застрять в состоянии экономического застоя. Украине это будущее тоже светит, ведь народное разочарование, что перемены идут чересчур медленно, несмотря на две демократических революции, лишь крепнет. В обеих странах власть по-прежнему удерживают олигархи, прибравшие к рукам рычаги управления еще в 1990-х и упрямо сопротивляющиеся всяким реформам. Состояние президента Украины Петра Порошенко «Блумберг» оценивается в 813 миллионов долларов. Председатель Демократической партии Молдовы (ДПМ) Владимир Плахотнюк числится богатейшим человеком в стране — согласно декларации от 2016 года ему принадлежат четыре из пяти национальных телеканалов.
Между тем, Европа начинает терять терпение: раз за разом получается так, что так называемые борцы за демократию заинтересованы лишь в том, чтобы удержать власть, обогатить сторонников и нажиться самим. Так, «проевропейский» олигарх-премьер Молдавии сел в тюрьму за мошенничество на сумму один миллиард долларов, раскрытое в 2014 году. В прошлом году ЕС сдался и остановил запланированную помощь в 113 миллионов долларов. Европейский парламент пришел в ярость от принятого в Молдавии закона, который открыто поддерживала ДПМ на предстоящих выборах. Другой закон, вызвавший гнев ЕС, предусматривал амнистию чиновникам с невыясненными доходами. Наконец, была отменена победа демократического кандидата на прошлогодних выборах мэра Кишинева. В итоге в сентябре ДПМ сменила ориентацию с проевропейской на промолдавскую — такую же, как у социалистов.
«Россия хочет, чтобы мы оставались в серой зоне», — считает Майя Санду, лидер движения «Акум», которое выросло из протестов против банковского мошенничества. «Пока в наших странах процветает коррупция и кумовство, Москву все устраивает. Ведь если наше правительство клянется, что оно за Европу, Путину ничего не стоит ткнуть в нас и сказать: „Вот видите? Я же предупреждал"».
Санду тоже убеждена, что грядущие выборы могут стать водоразделом, хотя и вовсе не потому, что Молдавию грозят поглотить соседи. Любое правительство, которое в угоду Москве добровольно откажется от торговли с ЕС, на который приходится 70% торговооборота, или отменит безвизовый режим с ЕС, совершит политическое самоубийство. Экономика России мощностью в 1,6 триллиона долларов попросту не в силах предложить те же соблазны, что ЕС мощностью в 17 триллионов. По мнению Санду, социалисты и ДПМ вошли в сговор, чтобы не пустить к власти подлинных реформаторов — ведь это чревато финансовыми потерями, отстранением от должности или даже судебным преследованием. По ее словам, выборы — последний шанс для страны встать на демократический путь.
И хотя этот «последний шанс» далеко не первый, Санду по-своему права. Электорат меняется. Примерно четверть населения покинуло страну — многие уехали в ЕС на заработки, воспользовавшись паспортами, выданными Румынией. По всей Молдавии деревни стоят полупустые, остались одни старики. Декабрьский опрос показал, что 49% молдаван скорбят о развале СССР, и лишь 21% считают, что все случившееся к лучшему.
Системный кризис Молдавии российским интересам на руку, но победы он еще не гарантирует. По мнению Томаса де Ваала (Thomas de Waal), старшего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир, Москва неуклонно теряет влияние по всему постсоветскому пространству. С развитием многополярного мира правительства Грузии, Молдавии и среднеазиатских республик получили больше возможностей сопротивляться Кремлю — особенно с тех пор, как в их экономику вошли Турция и Китай. Некоторые страны уже диверсифицируют свои энергопоставки, чтобы снизить зависимость от России. Да и новое поколение уже не учит в обязательном порядке русский, некогда считавшийся «лингва франка». «Десять или пятнадцать лет назад в Кремле могли снять трубку и обзвонить целую сеть знакомых в правительствах бывшего СССР, — объясняет де Ваал. — Сейчас такой роскоши у Кремля нет даже в дружественной и полностью зависимой Армении».