Выступая в 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности, российский президент Владимир Путин сделал прогноз, к которому многие на Западе отнеслись пренебрежительно. Он сказал, что западная система альянсов, в которой «один хозяин, один суверен», сидящий в Вашингтоне, со временем уничтожит себя изнутри.
Эта речь оказалась пророческой. Когда спустя 12 лет мировые лидеры снова собрались в Мюнхене на свой ежегодный саммит, приехавшие туда европейцы признали, что Путин был прав. Как выразилась 16 февраля канцлер Германии Ангела Меркель, мировой порядок «разбился на множество крохотных частей».
Это было достаточно ясно, судя по спорам, разгоревшимся на мюнхенском форуме между США и их европейскими союзниками, которые велись на самые разные темы — от проблем торговли до климатических изменений и ядерного оружия. Россия и прочие соперники США воспользовались этой возможностью, чтобы еще больше разобщить Запад.
«Это дипломатия 101, — заявил журналу „Тайм" после серии закрытых встреч с европейскими дипломатами ветеран американских переговоров по ядерной тематике Эрнест Мониц (Ernest Moniz), занимавший при президенте Бараке Обаме пост министра энергетики. — Если появляется трещина, этим непременно надо воспользоваться, вбив клин как можно глубже».
Россия и Китай применили эту тактику в Мюнхене. Присутствовавший на конференции член китайского Политбюро Ян Цзечи (Yang Jiechi) призвал своих «стратегических партнеров» из Европы порвать с зависимостью от американских технологий. «Мы должны отвергнуть технологическую гегемонию», — заявил он собравшимся в зале европейским руководителям и призвал поддержать КНР в усиливающейся торговой войне с США, в частности, в споре из-за китайского промышленного гиганта «Хуавэй», обвиняемого Вашингтоном в нарушении санкций и в краже западных технологий. «Силовую политику следует отвергнуть», — добавил Ян.
Россия выступила с аналогичным призывом. Глава делегации министр иностранных дел Сергей Лавров даже предложил построить «общий европейский дом» с участием России, не пустив туда американцев. Иран тоже присоединился к этим усилиям, и его главный дипломат Мохаммад Джавад Зариф (Mohammad Javad Zarif) призвал европейских лидеров не поддаваться запугиваниям администрации Трампа.
Канцлер Германии настаивала на том, что ее страна должна твердо придерживаться такой позиции. Она также поддержала китайского делегата, выступив в защиту свободной торговли в глобализованной экономике. «Мы должны бороться за принцип многосторонних отношений», — сказала Меркель, использовав словосочетание, которое член Политбюро Ян употребил в своей речи по меньшей мере 20 раз.
Несмотря на яростные возражения американцев, европейцы продолжают наводить мосты на Восток. Прокладываемый в Германию новый российский газопровод «Северный поток — 2» еще больше усилит зависимость европейцев от российских энергоресурсов. Глобальный инфраструктурный проект Китая, известный под названием «Один пояс — один путь», скоро еще прочнее привяжет китайскую экономику к европейской, и Меркель намерена способствовать достижению этой цели, когда ее страна в будущем году станет председательствовать в ЕС.
«Американцы ждут, что европейцы будут следовать за ними, — говорит руководитель берлинского бюро американского фонда Маршалла Томас Кляйне-Брокхофф (Thomas Kleine-Brockhoff), — Но скоро им станет ясно, что те не намерены этого делать».
Многие европейцы поддерживают такой подход. 15 февраля были опубликованы результаты социологического опроса, проведенного исследовательским центров Пью, которые показали, что лишь 10% французов и немцев доверяют Трампу в том, как он ведет мировые дела. Тех, кто склонен доверять лидерам России и Китая, вдвое и даже втрое больше.
Визит вице-президента Майка Пенса, возглавившего американскую делегацию в Мюнхене, ни в коей мере не изменил эту ситуацию. Выступая с речью, в которой многие слушатели увидели завуалированную угрозу, Пенс предупредил европейцев, что они навредят собственной безопасности, заключая сделки с Россией и Китаем.
«Мы не сможем обеспечить защиту Запада, если наши союзники будут зависеть от Востока», — сказал вице-президент. Но нравится это США или нет, а такая зависимость уже усиливается. Поскольку отношения европейцев с администрацией Трампа становятся все более напряженными, они легче находят себе друзей среди традиционных врагов Америки.