Брексит не сходит с первых полос газет и превратился в плохой сериал, окончания которого все ждут с нетерпением, поскольку он перерос в источник сильнейшей нестабильности вокруг политического и экономического будущего европейского континента. В этой связи нынешняя роль Франции выглядит особенно проблематичной, поскольку наши действия после прошедшего 23 июня 2016 года британского референдума нацелены в большей степени на дестабилизацию Соединенного Королевства, чем на его поддержку в нынешнем тяжелом испытании, которое представляется настоящим геополитическим гротеском в текущих международных обстоятельствах.
На самом деле, для лучшего понимания ставок в этом «разводе», нужно взглянуть на ситуацию издалека и погрузиться в ключевую работу российского геополитолога Александра Дугина «Основы геополитики. Геополитическое будущее России». Она вышла в 1997 году, и Эммануэлю Макрону стоило бы ознакомиться с ее кратким содержанием. Эта книга представляет стратегию, которая должна позволить России вернуть былое величие на международной арене, и является чем-то вроде восточного аналога вышедшей в том же году «Великой шахматной доски» Збигнева Бжезинского (Zbigniew Brzezinski). Европейская программа обрисована в ней предельно четко: нужно отделить Великобританию от остальной Европы и подтолкнуть Францию к более тесному союзу с Германией, поскольку в двух странах существует сильная антиатлантистская, то есть антианглосаксонская традиция.
Таким образом, голосование в пользу Брексита стало первой фазой реализации данной цели и позволило убрать из Европейского союза Великобританию, которую Россия воспринимает как троянского коня американцев на континенте. Вторая фаза заключается в продвижении «жесткого» Брексита в результате серьезной напряженности в отношениях Европейского союза и Великобритании. Это должно разделить их или даже создать между ними враждебность, сформировав тем самым основу для третьей и последней фазы: формирования европейской армии в отрыве от НАТО. Стратегия России хорошо продумана, но в то же время предельно прозрачна, что в теории должно было бы позволить нашему руководству избежать расставленной Владимиром Путиным ловушки.
Из всего этого следует, что Эммануэль Макрон, вероятно, сам того не понимая (его путь в политике не указывает на какие-то особые связи с востоком), играет на руку Владимиру Путину, поскольку его курс прекрасно вписывается в планы Кремля. Небольшой опыт в международной политике, незначительные (или даже отсутствующие) навыки в геополитике по приходу к власти и плохие советы окружения — все это привело к тому, что у нашего президента нет особого веса на международной арене по сравнению с такими лисами как Ангела Меркель или Владимир Путин.
Как бы то ни было, поднять планку никогда не поздно, и Эммануэлю Макрону следует для этого изменить внешнюю политику. Слишком тесный союз с Германией, который сравни полному равнению на нее в экономическом плане, вряд ли можно назвать хорошим решением. Необходимо сохранить как можно лучшие отношения с британцами, которые остаются нашими верными союзниками со времен «Антанты» (в 1939-1940 годах только они, бельгийцы и нидерландцы воевали с нами против Гитлера), проявить понимание к их решению выйти из Европейского союза. Раз их больше нет в союзе, это не означат, что нужно портить отношения, устанавливать барьеры на границах и отказываться от военного сотрудничества. У британцев есть свои вполне достойные мотивы. Им уж точно не хотелось, чтобы Берлин диктовал им политику.
Хотя у нас есть все основания для борьбы с гегемонией англосаксонской культуры в нашей стране (она подрывает нашу национальную идентичность) и отказа от слепой поддержки военного авантюризма США, это не должно отдалять нас от верных и сильных союзников, у которых есть с нами хотя бы минимум общих ценностей. Пока что конфликт Европейского союза и Великобритании выгоден в первую очередь России, которая продолжает реализацию собственных планов и предлагает неприемлемую для любой демократии авторитарную политическую модель.