20 февраля российский президент Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Его короткое выступление было посвящено в первую очередь социальной тематике. Путин говорил о ключевых проблемах страны, в том числе о низком уровне доходов населения, функционировании системы здравоохранения (доступность медицинских услуг, кадровый дефицит, ощущающийся в первую очередь в провинции), экологии (функционирование свалок, высокая стоимость утилизации мусора), а также роли государства в их решении.
Президент заявил о планирующемся в ближайшие годы увеличении расходов на социальную политику, в частности, на Пенсионный фонд, здравоохранение, науку и образование. Государственную поддержку должны в первую очередь получить российские семьи, которым предоставят ипотечные и налоговые льготы. Часть предложений содержала точные данные по поводу объема расходов и даты претворения программ в жизнь. Например, шла речь о том, что к 2020 году пособия на первого и второго ребенка смогут получать семьи, чей средний доход составляет два прожиточных минимума, с июля 2019 года вдвое будет увеличено пособие по уходу за детьми-инвалидами, а ставки по ипотеке снизят вначале до 9%, а затем до 8% (в текущем году из бюджета придется выделить на эту цель 115 миллионов долларов, а через два года — полмиллиарда).
Путин предложил задним числом ввести новую меру для поддержки семей, где рождается третий и последующий ребенок, погашая часть их ипотечного кредита. К 2021 году он планирует решить проблему с нехваткой мест в детских садах и яслях, создав в них 270 тысяч новых мест (90 тысяч должно появиться уже в этом году). Президент также заявил о необходимости проиндексировать пенсии, чтобы их размер превышал уровень прожиточного минимума (выплаты, произведенные в 2019 году будут пересчитаны). Большинство тезисов президента сводились, однако, к общим словам. Например, заявив о том, что к концу 2020 года медицинская помощь должна стать доступной для всех граждан страны, он не уточнил, как будет выглядеть этот процесс и во сколько он обойдется.
Претворение в жизнь нового курса будет оплачиваться, в частности, из резервов, которые в последние годы наращивало государство. При этом Путин в своем выступлении довольно жестко призвал к порядку представителей исполнительной власти всех уровней, которые будут отвечать за реализацию его инициатив.
Внешнеполитическая тематика в президентском послании отошла на второй план. В первую очередь Путин говорил о сотрудничестве России со странами Азии, прежде всего Китаем. Затронув тему российских отношений с Европой, он выразил надежду на то, что члены ЕС «предпримут реальные шаги по восстановлению нормальных политических и экономических отношений с Россией». Основное внимание президент уделил «агрессивной политике» США, которые, по его мнению, вынуждают Москву, стремящуюся защитить свой суверенитет, наращивать вооружения.
Комментарий
В послании этого года заметно сместились акценты. Если в прошлогоднем преобладал антизападный имперский дискурс, а кульминационным пунктом стала демонстрация наступательного потенциала России, то на этот раз оно имело в первую очередь социальный характер. Основная идея сводилась к тому, что государство нарастило объем финансовых резервов и собирается использовать эти средства для нормализации ситуации в проблемных социальных сферах. При этом президент коснулся вопросов, которые в последние годы вызывали в обществе наиболее сильные негативные эмоции: недостаточных социальных гарантий, бездеятельности чиновников, экологических проблем
Смена кремлевской риторики — это реакция на изменение общественных ожиданий, в том числе на заметное снижение популярности самого Путина. Эффект роста поддержки президента, наблюдавшийся после аннексии Крыма, сошел на нет, а россияне стали, в частности, хуже оценивать внешнюю политику государства, которая много лет позволяла Кремлю сохранять высокий рейтинг.
В прошедшем году в России повысился уровень недоверия к главе государства и государственным институтам (за исключением армии), участились протестные акции, связанные с экономическими, социальными и экологическими проблемами. Опросы показывают, что россияне хотят перемен и справедливости, при этом речь идет не только о социальной сфере, но и о равенстве всех граждан перед законом. Меняя дискурс, Кремль пытается ослабить и развернуть существующие тренды, показать, что президент реагирует на запросы народа как в сфере общественной жизни и финансов, так и «восстановления справедливости». В рамках нового курса таким образом можно ожидать не только увеличения объемов финансирования отдельных социальных проектов, но также кампании по разоблачению коррумпированных чиновников, что в какой-то мере может улучшить имидж властей даже в том случае, если не все обещания материального плана удастся выполнить.
В своем выступлении Путин переложил ответственность за возможный провал социальных проектов на правительство и органы исполнительной власти более низкого уровня. И хотя нельзя исключить, что качество управления некоторыми сферами государственной жизни улучшилось, изменить менталитет представителей власти и устоявшиеся схемы их отношения к гражданам будет в краткосрочной перспективе очень сложно.
Современное состояние государственных финансов России позволяет увеличить расходы. В последние годы правительство, несмотря на рост нефтяных котировок, проводило ограничительную бюджетную политику, что ударило в том числе по обществу. Дополнительные доходы, полученные от экспорта энергоресурсов, аккумулировались в Фонде национального благосостояния, в котором на начало 2019 года находилось более 58 миллиардов долларов (примерно 3,8% ВВП России).
При этом за последние два месяца 2018 года почти 17 миллиардов долларов из этого источника было использовано для обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. В 2019 году в ФНБ направят около 65 миллиардов долларов, полученных благодаря дополнительным нефтегазовым доходам 2018 года. В итоге к концу текущего года объем средств в нем достигнет 7% ВВП, а это позволит правительству активнее инвестировать в экономику.
При этом объем золотовалютных резервов Центробанка на 1 февраля 2019 года составлял 478 миллиардов долларов, а это значит, что с 1 января 2018 он увеличился на более чем 45 миллиардов. В последние десять лет Кремль дважды обращался к резервным средствам, чтобы стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране в моменты возникновения кризисов. Однако заявленный рост расходов на социальные проекты вынудит Кремль сократить резервы, которые служат сейчас подушкой безопасности на случай расширения американских санкций (такая перспектива остается реальной), а также источником дохода для избранных представителей политико-предпринимательской элиты.
Темы внешней политики и обороноспособности в послании Путина впервые с 2014 года, то есть с того момента, как обострился конфликт между Россией и Западом, отошли на второй план. Гораздо больше места в своей речи президент отвел внутриполитической тематике и социальным вопросам. По всей видимости, Кремль реагирует на зафиксированную опросами общественного мнения в последние месяцы усталость россиян от конфликта с западными странами и усиливающееся негативное отношение к активному участию России в международной политике.
Эта часть выступления Путина была призвана в первую очередь продемонстрировать, что Москва противостоит попыткам Вашингтона обрести военный перевес, а таким образом лишить Россию независимости, при этом россияне развивают свои системы вооружений исключительно в ответ на аналогичные действия американцев. В этом контексте президент уделил особое внимание договору о РСМД, возложив ответственность за его нарушение на США. Одновременно он решительно подчеркнул, что Москва не позволит Вашингтону обрести стратегический перевес, и что она обладает или развивает вооружения, которые позволят в случае появления американских ракет средней дальности в Европе создать симметричную угрозу. Россияне смогут нанести удар не только по тем местам, где будет находиться американское оружие, но и по «центрам принятия решений по применению этих комплексов». Одновременно Путин подчеркнул, что Россия никому не угрожает, не стремится к конфронтации, а хочет дружественных и равных отношений с США.
Обусловленная требованиями внутриполитической тактики внешнеполитическая риторика Путина не означает, что Москва решила пересмотреть внешнеполитический курс. Можно ожидать, что она будет проводить прежнюю агрессивную политику, но одновременно избегать излишней эскалации конфликта с США, чтобы не рисковать обострением санкций.
Российские власти сосредоточатся, скорее, на том, чтобы закрепить имеющиеся успехи, не идя при этом на уступки. Одновременно они постараются использовать возникающие между Америкой и Европой конфликты, создавая впечатление, будто Россия и ЕС могут выступить совместно против политики Трампа, намекая на выгоды российско-европейского сотрудничества и пугая европейцев дальнейшим укреплением отношений между Москвой и Пекином.