Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): социальное послание Путина

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В президентском послании этого года заметно сместились акценты, пишет польское издание. Путин коснулся вопросов, которые вызывают в обществе наиболее сильные негативные эмоции: недостаточные социальные гарантии, бездеятельность чиновников, экологические проблемы. По мнению авторов комментария, смена кремлевской риторики — это реакция на изменение общественных ожиданий, в том числе на заметное снижение популярности Путина.

20 февраля российский президент Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Его короткое выступление было посвящено в первую очередь социальной тематике. Путин говорил о ключевых проблемах страны, в том числе о низком уровне доходов населения, функционировании системы здравоохранения (доступность медицинских услуг, кадровый дефицит, ощущающийся в первую очередь в провинции), экологии (функционирование свалок, высокая стоимость утилизации мусора), а также роли государства в их решении.

Президент заявил о планирующемся в ближайшие годы увеличении расходов на социальную политику, в частности, на Пенсионный фонд, здравоохранение, науку и образование. Государственную поддержку должны в первую очередь получить российские семьи, которым предоставят ипотечные и налоговые льготы. Часть предложений содержала точные данные по поводу объема расходов и даты претворения программ в жизнь. Например, шла речь о том, что к 2020 году пособия на первого и второго ребенка смогут получать семьи, чей средний доход составляет два прожиточных минимума, с июля 2019 года вдвое будет увеличено пособие по уходу за детьми-инвалидами, а ставки по ипотеке снизят вначале до 9%, а затем до 8% (в текущем году из бюджета придется выделить на эту цель 115 миллионов долларов, а через два года — полмиллиарда).

Путин предложил задним числом ввести новую меру для поддержки семей, где рождается третий и последующий ребенок, погашая часть их ипотечного кредита. К 2021 году он планирует решить проблему с нехваткой мест в детских садах и яслях, создав в них 270 тысяч новых мест (90 тысяч должно появиться уже в этом году). Президент также заявил о необходимости проиндексировать пенсии, чтобы их размер превышал уровень прожиточного минимума (выплаты, произведенные в 2019 году будут пересчитаны). Большинство тезисов президента сводились, однако, к общим словам. Например, заявив о том, что к концу 2020 года медицинская помощь должна стать доступной для всех граждан страны, он не уточнил, как будет выглядеть этот процесс и во сколько он обойдется.

Претворение в жизнь нового курса будет оплачиваться, в частности, из резервов, которые в последние годы наращивало государство. При этом Путин в своем выступлении довольно жестко призвал к порядку представителей исполнительной власти всех уровней, которые будут отвечать за реализацию его инициатив.

Внешнеполитическая тематика в президентском послании отошла на второй план. В первую очередь Путин говорил о сотрудничестве России со странами Азии, прежде всего Китаем. Затронув тему российских отношений с Европой, он выразил надежду на то, что члены ЕС «предпримут реальные шаги по восстановлению нормальных политических и экономических отношений с Россией». Основное внимание президент уделил «агрессивной политике» США, которые, по его мнению, вынуждают Москву, стремящуюся защитить свой суверенитет, наращивать вооружения.

Комментарий

В послании этого года заметно сместились акценты. Если в прошлогоднем преобладал антизападный имперский дискурс, а кульминационным пунктом стала демонстрация наступательного потенциала России, то на этот раз оно имело в первую очередь социальный характер. Основная идея сводилась к тому, что государство нарастило объем финансовых резервов и собирается использовать эти средства для нормализации ситуации в проблемных социальных сферах. При этом президент коснулся вопросов, которые в последние годы вызывали в обществе наиболее сильные негативные эмоции: недостаточных социальных гарантий, бездеятельности чиновников, экологических проблем

Смена кремлевской риторики — это реакция на изменение общественных ожиданий, в том числе на заметное снижение популярности самого Путина. Эффект роста поддержки президента, наблюдавшийся после аннексии Крыма, сошел на нет, а россияне стали, в частности, хуже оценивать внешнюю политику государства, которая много лет позволяла Кремлю сохранять высокий рейтинг.

В прошедшем году в России повысился уровень недоверия к главе государства и государственным институтам (за исключением армии), участились протестные акции, связанные с экономическими, социальными и экологическими проблемами. Опросы показывают, что россияне хотят перемен и справедливости, при этом речь идет не только о социальной сфере, но и о равенстве всех граждан перед законом. Меняя дискурс, Кремль пытается ослабить и развернуть существующие тренды, показать, что президент реагирует на запросы народа как в сфере общественной жизни и финансов, так и «восстановления справедливости». В рамках нового курса таким образом можно ожидать не только увеличения объемов финансирования отдельных социальных проектов, но также кампании по разоблачению коррумпированных чиновников, что в какой-то мере может улучшить имидж властей даже в том случае, если не все обещания материального плана удастся выполнить.

Однако рост расходов на социальные нужды и чрезмерное подогревание ожиданий может обернуться для Кремля опасными последствиями, особенно если общество поймет, что действия власти связаны с падением ее рейтингов. В будущем можно ожидать усиления общественного давления на руководство страны. Между тем после кризиса 2014 года Кремль, скорее, демонстративно отказывался реагировать на давление общества, что соответствовало логике функционирования авторитарного режима, согласно которой, власть не может позволить себе демонстрировать слабость.

В своем выступлении Путин переложил ответственность за возможный провал социальных проектов на правительство и органы исполнительной власти более низкого уровня. И хотя нельзя исключить, что качество управления некоторыми сферами государственной жизни улучшилось, изменить менталитет представителей власти и устоявшиеся схемы их отношения к гражданам будет в краткосрочной перспективе очень сложно.

Современное состояние государственных финансов России позволяет увеличить расходы. В последние годы правительство, несмотря на рост нефтяных котировок, проводило ограничительную бюджетную политику, что ударило в том числе по обществу. Дополнительные доходы, полученные от экспорта энергоресурсов, аккумулировались в Фонде национального благосостояния, в котором на начало 2019 года находилось более 58 миллиардов долларов (примерно 3,8% ВВП России).

При этом за последние два месяца 2018 года почти 17 миллиардов долларов из этого источника было использовано для обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. В 2019 году в ФНБ направят около 65 миллиардов долларов, полученных благодаря дополнительным нефтегазовым доходам 2018 года. В итоге к концу текущего года объем средств в нем достигнет 7% ВВП, а это позволит правительству активнее инвестировать в экономику.

При этом объем золотовалютных резервов Центробанка на 1 февраля 2019 года составлял 478 миллиардов долларов, а это значит, что с 1 января 2018 он увеличился на более чем 45 миллиардов. В последние десять лет Кремль дважды обращался к резервным средствам, чтобы стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране в моменты возникновения кризисов. Однако заявленный рост расходов на социальные проекты вынудит Кремль сократить резервы, которые служат сейчас подушкой безопасности на случай расширения американских санкций (такая перспектива остается реальной), а также источником дохода для избранных представителей политико-предпринимательской элиты.

Темы внешней политики и обороноспособности в послании Путина впервые с 2014 года, то есть с того момента, как обострился конфликт между Россией и Западом, отошли на второй план. Гораздо больше места в своей речи президент отвел внутриполитической тематике и социальным вопросам. По всей видимости, Кремль реагирует на зафиксированную опросами общественного мнения в последние месяцы усталость россиян от конфликта с западными странами и усиливающееся негативное отношение к активному участию России в международной политике.

Эта часть выступления Путина была призвана в первую очередь продемонстрировать, что Москва противостоит попыткам Вашингтона обрести военный перевес, а таким образом лишить Россию независимости, при этом россияне развивают свои системы вооружений исключительно в ответ на аналогичные действия американцев. В этом контексте президент уделил особое внимание договору о РСМД, возложив ответственность за его нарушение на США. Одновременно он решительно подчеркнул, что Москва не позволит Вашингтону обрести стратегический перевес, и что она обладает или развивает вооружения, которые позволят в случае появления американских ракет средней дальности в Европе создать симметричную угрозу. Россияне смогут нанести удар не только по тем местам, где будет находиться американское оружие, но и по «центрам принятия решений по применению этих комплексов». Одновременно Путин подчеркнул, что Россия никому не угрожает, не стремится к конфронтации, а хочет дружественных и равных отношений с США.

Российский президент дал понять, что приоритетное значение для Кремля имеет сейчас сотрудничество с Китаем и в целом азиатскими странами: Индией, Японией, членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. В его послании, адресованном Европе, прозвучала та же мысль, которую выразил в ходе Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Сергей Лавров: Россия заинтересована во взаимовыгодной нормализации отношений, но именно европейские государства должны пойти на уступки в спорных вопросах и дистанцироваться от «агрессивной» американской политики.

Обусловленная требованиями внутриполитической тактики внешнеполитическая риторика Путина не означает, что Москва решила пересмотреть внешнеполитический курс. Можно ожидать, что она будет проводить прежнюю агрессивную политику, но одновременно избегать излишней эскалации конфликта с США, чтобы не рисковать обострением санкций.

Российские власти сосредоточатся, скорее, на том, чтобы закрепить имеющиеся успехи, не идя при этом на уступки. Одновременно они постараются использовать возникающие между Америкой и Европой конфликты, создавая впечатление, будто Россия и ЕС могут выступить совместно против политики Трампа, намекая на выгоды российско-европейского сотрудничества и пугая европейцев дальнейшим укреплением отношений между Москвой и Пекином.

Обсудить
Рекомендуем