В 1982 году Игорь Ерин работал на московском автозаводе, когда его, 20-летнего, призвали в советскую армию и отправили в Афганистан воевать с повстанцами, поддерживаемыми США, известными как моджахеды. Он закончил службу сержантом взвода 149-го мотострелкового полка, дислоцированного в городе Кундуз на севере страны.
Тремя годами ранее СССР ввел войска в Афганистан, чтобы поддержать дружественный режим. Но война с моджахедами превратилась в подобный трясине затяжной конфликт, победить в котором невозможно. Пятнадцатого февраля 1989 года последние советские военнослужащие на пределе сил вышли из Афганистана, что стало предзнаменованием распада Советского Союза, который произошел менее чем через три года.
«Во-первых, мы выполняли приказы, — сказал Ерин в интервью радиостанции „Эн-Пи-Ар". — А во-вторых, нас туда послала родина — сами бы мы не поехали».
Сейчас Ерин является директором небольшого музея, посвященного афганской войне, расположенного на первом этаже невзрачного кирпичного жилого дома на восточной окраине Москвы. Его залы наполнены тщательно отобранными артефактами того времени, среди которых — фотографии со школьных выпускных вечеров, карты и медали, магнитофон «Тошиба», пара солдатских сапог и детский рисунок военной техники.
Война Советского Союза в Афганистане длилась более девяти лет. Это был котел, в котором погибли 15 тысяч советских военнослужащих и сотни тысяч афганских мирных жителей, и из которого миллионы афганцев были вынуждены спасаться бегством. Однако уход советских войск мира не принес.
Противоборствовавшие полевые командиры, рвавшиеся к власти, ввергли Афганистан в гражданскую войну, длившуюся до тех пор, пока радикальное движение талибов не ввело в стране свой, отличавшийся жесткостью и бесчеловечностью, исламский порядок, захватив к 1996 году большую часть страны и продолжая воевать с оппозиционными силами Северного альянса.
Когда после терактов 11 сентября 2001 года талибы отказались выдать лидера «Аль-Каиды» (террористической организации, запрещенной в РФ — прим. ред.) Усаму бен Ладена, США начали войну против талибов и воюют с ними до сих пор.
Россия, образованная после распада Советского Союза, сдавала позиции. Ради сохранения территориальной целостности страны Москва провела две жестокие военные кампании против чеченских повстанцев. Но на территории иностранных государств российские войска не воевали, пока в 2008 году не началась пятидневная война с Грузией, ставшая прелюдией к еще более масштабным военным вмешательствам на Украине и в Сирии.
При президенте Владимире Путине Кремль провел модернизацию вооруженных сил России и превратил день победы СССР во Второй мировой войне в ежегодный праздник воинской славы страны.
«В том, что касается ввода войск в Афганистан, ситуация сейчас в значительной степени меняется, и к тем, кто воевал, снова относятся с уважением, — отмечает ветеран Сергей Морозов. — Жизнь показала, что это, скорее всего, не было ошибкой».
Морозов, служивший десантником, присутствовал на церемонии, посвященной выводу советских войск в «Афганском сквере», который находится в соседнем парке недалеко от музея Ерина. В центре сквера стоит строгий памятник, изображающий трех скорбящих матерей со склоненными головами. За ним стоит стена из черного камня, на которой выгравированы имена сотен москвичей, павших в Афганистане.
14 февраля к памятнику по заснеженному парку пришли участники шествия во главе с военным оркестром. Это были ветераны — мужчины крепкого телосложения, женщины средних лет и дети в бежевой униформе и красных беретах военно-патриотического движения «Юнармия». У некоторых в руках были черно-белые фотографии солдат, погибших в Афганистане.
«Эта война коснулась всех, — сказала Марина Тишникова, закутанная в шубу. — Мне жаль тех ребят, посмотрите, сколько там фотографий. Многие матери остались одни и до сих пор не могут с этим смириться».
Рядом с памятником стояли два бронетранспортера с красными знаменами, на одном из которых было надписано: «Мы с честью выполнили свой воинский долг», а на другом — «Слава воинам Отечества! Слава сынам Отечества!»
После выступлений местных политиков толпа возложила цветы к мемориалу. Затем русский православный священник возглавил крестный ход на прилегающую к мемориалу территорию, где освятил основание, на котором будет построен новый храм, посвященный ветеранам войны в Афганистане.
«Это была не война, это были военные действия, — сказал ветеран Сладислав (так в тексте — прим. перев.) Матвиенко. Если в тебя стреляют два моджахеда, это не война, это террористический акт. Наши советские войска отправились туда по просьбе законного афганского правительства, чтобы помочь».
Со временем связанная с отступлением боль притупилась, и ветераны этой войны пополняют ряды всех тех, кто служил родине. И если скульптура скорбящих матерей в Афганском сквере отражала общественные настроения начала 1990-х годов, то памятник, изображающий советского солдата в боевой экипировке, установленный в московском Парке Победы, символизирует возрождение национальной гордости при Путине. Этот памятник был открыт в 2004 году в честь 25-й годовщины ввода советских войск (в Афганистан) и носит название «памятника воинам-интернационалистам», в котором использован эвфемизм коммунистической эпохи.
Однако память о закончившейся неудачей и непопулярной войне служила «ориентиром» при военном вторжении Путина на территории иностранных государств. Грузинская война длилась менее недели и преследовала четкую цель — захват двух мятежных республик, которые уже и так симпатизировали России. На Украине российские военнослужащие без опознавательных знаков были задействованы в тайных операциях. А в Сирии участие России в боевых действиях с целью поддержки режима Башара Асада ограничивается воздушными операциями, правда, частные военные компании, не имеющие официального статуса, проводят наземные операции, которые связаны с большим риском.
Еще одним последствием афганской войны является по-прежнему существующее подозрение, что США склонны оказывать поддержку исламским экстремистам в целях противодействия России. Российские власти неоднократно обвиняли США в поддержке боевиков-исламистов в Чечне и ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в РФ — прим. ред.) в Сирии.
Проводя экскурсию по музею, ветеран Ерин сказал, что сейчас, в 30-ю годовщину вывода советских войск, ни о чем не сожалеет. Он сказал, что гордится собой и страной, ради которой воевал — даже если ее больше нет.
«Мы обучали учителей, врачей и солдат, — сказал Ерин. — Конечно, в этом был политический элемент, но мы в 1988 году даже в космос отправили афганца!»
Как и многие ветераны, Ерин горько сожалеет о том, какую роль сыграли во время войны Соединенные Штаты, снабжавшие моджахедов оружием и деньгами.
«Когда нам было по 20 лет, нам говорили, что американцы, возможно, попытаются поднять руку на Афганистан, и мы смеялись, — сказал Ерин. — А сейчас все происходит именно так, как нам говорили 40 лет назад».
Война США в Афганистане длилась почти вдвое дольше, чем война СССР.