Во время своего выступления во Флориде на этой неделе президент Трамп озвучил весьма жесткое предупреждение: военные, продолжающие поддерживать президента Николаса Мадуро (Nicolás Maduro), «не найдут безопасного пристанища и легкого выхода — вы потеряете все».
Белый дом утверждает, что он стремится найти мирный способ убрать Мадуро с поста президента при участии всех сторон, однако при этом он рассматривает все варианты — что указывает на возможность военного вмешательства.
Ожидается, что напряженность между Мадуро и движением, стремящимся свергнуть его, достигнет критической точки в эти выходные, поскольку члены венесуэльской оппозиции, поддерживаемой США, пытаются ввезти в страну тонны гуманитарной помощи и медикаментов, чему препятствуют службы безопасности Мадуро.
Чиновники США неоднократно угрожали тем венесуэльским службам, которые встают поперек дороги, и называли эту гуманитарную помощь частью тактики, призванной убедить военных перестать подчиняться приказам руководства.
Между тем настойчивые попытки Вашингтона свергнуть венесуэльского лидера вызывают беспокойство даже у некоторых врагов Мадуро, и причиной тому служит долгая история вмешательств США в дела региона.
Это «долгая история, которая берет свое начало в Мексике», как сказал известный мексиканский историк Энрике Краузе (Enrique Krauze). Американо-мексиканская война — ожесточенный двухлетний конфликт середины 19 века — завершилась поражением Мексики, которая потеряла — или, как отметил Краузе, у которой украли — половину своих территорий.
«Довольно трудно вспомнить страну, в дела которой США не вмешивались бы», — подчеркнул Краузе.
Более 40 смен режима за 100 лет
Как сказал историк Джон Коутсворт (John Coatsworth), за предыдущее столетие США приняли участие — напрямую или опосредованно — более чем в 40 сменах режима в странах Латинской Америки. И это без учета таких провальных миссий, как операция в Заливе свиней на Кубе.
В список наиболее агрессивных вмешательств США попали свержение демократически избранных правительств в Гватемале в 1954 году, в Бразилии 10 годами позже, а затем и в Чили в 1973 году. Чилийский президент Сальвадор Альенде (Salvador Allende) лишился своего поста в результате насильственного госпереворота, организованного его противниками при поддержке ЦРУ, а США долгое время поддерживали диктатора Аугусто Пиночета, пришедшего ему на смену.
Помимо того, что США оказывали тайную поддержку оппозиционным движениям, Америка много раз открыто вторгалась на территорию соседних государств. К примеру, США вторгались в Доминиканскую республику (1916), Гренаду (1983) и Панаму (1989).
Мотивы вмешательств были разными, и многие из них до сих пор вызывают горячие споры. Как пишет Коутсворт в журнале ReVista, издаваемом Гарвардским университетом, «по всей видимости, к принятию решений о вмешательстве американцев подталкивали два ключевых фактора: внутренняя политика и глобальная стратегия». Большая часть вмешательств произошла в тот период времени, когда США соперничали с СССР за влияние в мире, хотя американские лидеры все же стремились заручиться политической поддержкой внутри своей страны.
Одной из кровавых глав, которая недавно снова стала темой для горячих споров, стала роль США в гражданских войнах 1980-х годов в Центральной Америке, в том числе их поддержка эскадронов смерти в Сальвадоре и движения Контрас в Никарагуа.
Специальный посол администрации Трампа в Венесуэле Эллиот Абрамс (Elliott Abrams) был признан виновным в том, что он скрыл от Конгресса информацию о скандале Иран-Контрас, но позже президент Джордж Буш его помиловал. В феврале члены Конгресса США обрушились на Абрамса с вопросами и усомнились в том, что он расскажет правду.
В 2002 году правительство США якобы заранее знало о неудавшемся перевороте против тогдашнего президента Венесуэлы Уго Чавеса, хотя администрация президента Джорджа Буша отрицала свою причастность. В тот момент Абрамс тоже занимал высокую должность в Белом доме.
Рискованный трюк
Сегодня, как говорит историк Краузе, мир хочет предотвратить гуманитарный кризис, который, по его мнению, представляет собой «медленный геноцид» народа Венесуэлы.
В прошлом Венесуэла считалась самой богатой страной в Латинской Америке, и на ее территории находятся самые большие запасы нефти. Многие мировые лидеры, аналитики и правозащитные группы обвиняют Мадуро в том, что именно он своими действиями спровоцировал такие проблемы, как гиперинфляция, рост преступности, голод, дефицит медикаментов и товаров первой необходимости.
США и правительства более 50 других стран выступили с заявлениями о том, что они признают лидера парламента Хуана Гуайдо (Juan Guaidó) легитимным президентом Венесуэлы, о чем сообщается на независимом сайте Prodavinci. На прошлой неделе администрация Мадуро заявила, что ее поддерживают столько же стран, включая Китай и Россию. Большая часть стран Латинской Америки поддерживает Гуайдо. Правительство Мексики заявляет, что оно сохраняет нейтралитет, и призывает к началу диалога.
В понедельник вице-президент Пенс должен вылететь в Колумбию, чтобы встретиться там с региональными лидерами, выразить «решительную поддержку временному президенту Хуану Гуайдо и привлечь внимание к борьбе народа Венесуэлы за победу демократии над диктатурой», о чем говорится в официальном заявлении Пенса.
США пытаются выполнить рискованный трюк. Нельзя, чтобы сложилось впечатление, будто США возглавляют движение за перемены в Венесуэле, как сказал Джон Фили (John Feeley), который в прошлом году ушел с поста посла США в Панаме из-за разногласий с Трампом.
«История вмешательств США в дела Латинской Америки показывает, что их вмешательства всегда влекли за собой более скверные последствия по сравнению с первоначальными тревогами, касающимися американских интересов», — сказал он.
Бывший министр иностранных дел Мексики Хорхе Кастаньеда (Jorge Castañeda) предупреждает, что США не стоит брать на себя слишком большую роль в свержении Мадуро. Хотя Боливия, Куба, Сальвадор и Никарагуа продолжают поддерживать этого лидера, Кастаньеда опасается, что активное участие США может поднять больше стран Латинской Америки на защиту Мадуро.
«Речь не о том, что США не стоит брать на себя роль тайного лидера. Им вообще не стоит брать на себя роль лидера. Им следует делать то, что они делают сейчас — не больше и не меньше», — сказал Кастаньеда.
Между тем, выступая с такими речами, как речь в Майами, Трамп стремится «американизировать кризис», как сказал Грег Уикс (Greg Weeks), профессор университета Северной Калифорнии и редактор журнала Latin Americanist.
«Чем больше вы американизируете ситуацию, тем хуже будут последствия для простых венесуэльцев, — написал он в своем блоге во вторник, 19 февраля. — Это всерьез подрывает позиции того правительства, которое придет на смену нынешним властям, и повышает вероятность вооруженного восстания».
Поскольку Трамп будет бороться за свое переизбрание, по мнению Уикса, внутренняя политика США является одним из важнейших факторов, стоящих за стремлением Трампа свергнуть Мадуро.
По словам бывшего посла Фили, он надеется, что Трамп выберет дипломатический путь. Последствия вмешательства США в дела Венесуэлы сведут на нет тот прогресс, которого удалось достичь в регионе.
«Я считаю, что за последние 25 лет дипломатия США в Латинской Америке прошла длинный путь, — сказал он, — от торговых соглашений и народной дипломатии до отвержения этого наследия».