В западных политических кругах начались дебаты о «постпутинском» периоде. Кто придет после президента Владимира Путина, который руководил Россией в качестве президента или премьер-министра с начала XXI века? Этот вопрос был едва ли не самым главным на закрытом симпозиуме. Один из участников уверен, что Россия после Путина станет скучной. «В некотором отношении Путин рассматривается как переходная фигура. Он работал агентом КГБ в Восточной Германии и был свидетелем упразднения разведывательной организации. Он вернулся в Россию и наблюдал распад Советского Союза. Путин остался практически без работы, и это стало для него тяжелым временем. Он не пытался возродить Советский Союз или восстановить Российскую империю. Он пытается создать что-то новое», — заявил он.
На симпозиуме эксперт по России заявил, что план передачи власти всегда был на повестке дня российской элиты. Она думает об этом с момента избрания Путина президентом в 2000 году. Согласно одному из сценариев, Путин обойдет ограничение в два президентских срока после 2024 года. Как он это сделает? Россия «присоединит» Белоруссию, как сделала Германия с Австрией во время Второй мировой войны, что приведет к созданию нового союзного российско-белорусского государства.
Как президент нового союзного государства, Путин сможет претендовать на два новых президентских срока после 2024 года. Многие действительно обеспокоены таким положением вещей, особенно в столице Белоруссии — Минске.
«Я был в Белоруссии в ноябре прошлого года и встречался с президентом Александром Лукашенко. Мне показалось, что он очень обеспокоен. Мы знаем, что он не хороший человек, диктатор. Однако сейчас он обеспокоен тем, что Россия пытается оказывать давление на суверенитет, который Белоруссия сохраняла в течение последних двух десятилетий. Россия постепенно пытается взять под контроль некоторые ключевые институты Белоруссии, такие как белорусская разведка и другие спецслужбы», — рассказал эксперт по России.
Многочисленные встречи между Путиным и Лукашенко в течение 2018 года не способствовали разрешению длительных двусторонних разногласий между Москвой и Минском. Встреча двух президентов в феврале в Сочи не дала никакого результата. Переговоры будут продолжаться, но встреча в Сочи дала новые намеки о том, куда движутся российско-белорусские отношения. Главным итогом встречи стало заявление Лукашенко о суверенитете Белоруссии в контексте «более глубокой интеграции» с Россией. По словам президента Белоруссии, «суверенитет мы понимаем, как право быть хозяевами на своей территории». По мнению Лукашенко, в мире не существует полностью независимых государств. Он отметил, что для него «независимость — понятие относительное». Лукашенко заявил, лидеры Белоруссии и России готовы объединить две страны «хоть завтра», но для этого нужна готовность самих граждан к объединению.
Эксперт по делам России не считает Лукашенко дипломатом-аналитиком. Он пытается поставить в органах безопасности тех, кто более лоялен ему или, по крайней мере, более лоялен Белоруссии, а не подчиняется приказам Москвы. Это происходит в то время, когда Россия прекращает экономическую помощь Белоруссии, что представляет большой проблемой, потому что Белоруссия полагалась на российские субсидии для достижения экономического роста в течение последних двух десятилетий. Таким образом будет создана новая реальность, где Путин и Лукашенко уже почти не говорят на одном языке. Внутри Белоруссии может сложиться сценарий подобный Донбассу. «Я не ожидаю этого, но это, безусловно, возможно», — считает эксперт по делам России.
После Белоруссии дебаты дошли до Европы. Собеседники согласились с тем, что некоторые черты российского влияния, такие как смятение, раскол, подозрительность и неопределенность, могут вбить клин между США и их партнерами по НАТО.
Один из участников сказал: «После того, как президент США Дональд Трамп заявил, что НАТО устарела, американская администрация заверила союзников, особенно страны Прибалтики, что США сохранят там свою политику, а НАТО останется их непоколебимым защитником».
Он сослался на ответ госсекретаря США Майка Помпео на вопрос о Статье 5 Устава НАТО. Его спросили: «Если Черногория подвергнется нападению, будут ли американцы защищать это государство?» Помпео ответил: «Мы не должны делать ошибок. Америка никогда не бездействовала, когда на карту были поставлены ее интересы».
«Сегодня друзей и союзников Америки окружает неоднозначность, которой не было с момента основания НАТО в 1949 году. Путин, как и его генералы, хорошо понимает, что НАТО превосходит Россию. Он знает, что силы обороны, которые мы развернули в Прибалтике, с точки зрения оборудования, многонациональных войск и американского присутствия в Польше являются значительным сдерживающим фактором», — считает эксперт.
На симпозиуме был задан вопрос о том, видят ли у российского руководства тенденции к оппортунистическим антизападным настроениям. Один из участников ответил: «Да, я их вижу. Если мы посмотрим на российскую элиту, то увидим, что она открыто заявляет о своей лояльности Путину и поддерживает его антизападную кампанию. Однако большинство представителей российского истеблишмента коррумпированы и прагматичны. Они просто хотят иметь возможность безнаказанно воровать у России, а затем вывозить деньги на Запад или приезжать со своими семьями на отпуск на юг Франции. Путин становится все более радикальным, более патриотичным и все более заинтересованным оставить след в истории. Я разговаривал с различными людьми в Москве и многие из них ожидают ухода Путина, но они знают, что это произойдет не завтра. Когда это произойдет, возникнет возможность принципиально переориентировать российскую политику. Россия не станет в одночасье западной демократией, но изменит свой антизападный курс».