Во вторник Пентагон обнародовал данные о проекте военного бюджета размером в 750 миллиардов долларов, переданного администрацией Трампа на рассмотрение Конгресса. Акцент в бюджете переносится с противодействия повстанческим движениям на конкуренцию с Китаем и Россией.
По всей вероятности, бюджетного запроса коснется в своем обращении к Конгрессу, запланированном на четверг, исполняющий обязанности министра обороны Патрик Шэнахан (Patrick Shanahan). Ранее он назвал проект бюджета на 2020 год «шедевром». По его словам, это отличный пример, как Пентагон адаптируется к стратегии сверхдержав.
Однако президент Трамп своими намерениями забрать у Пентагона часть денег на строительство пограничной стены, а военный бюджет увеличить на счет сокращения невоенных расходов, настроил против себя демократов. Таким образом, предстоят переговоры в атмосфере враждебнее обычного. А стратегические вопросы рискуют отойти на второй план.
Проект бюджета подразумевает от Пентагона ряд уступок в надежде перестроить военную бюрократию с прицелом на Китай и Россию. Последние 15 лет в фокусе внимания Пентагона были войны в Ираке и Афганистане.
ВМС планируют досрочно списать один из своих авианосцев и инвестировать в беспилотные корабли; армия стремится сократить инвестиции в устаревшие вертолеты и боевые машины и перейти на передовые модели; а ВВС резко увеличивают свои инвестиции в космос.
Достаточно ли этих изменений, чтобы перестроить армию в соответствии с новыми запросами — вопрос спорный. В ближайшие месяцы, пока Пентагон пытается заручиться поддержкой Конгресса, чтобы решить, какие проекты получат финансирование, предстоят острые дебаты.
Проект бюджета в 750 миллиардов долларов подразумевает 718 миллиардов долларов на нужды Министерства обороны и 32 миллиарда долларов для других учреждений, в первую очередь, на программы ядерного оружия в Министерстве энергетики. Он превышает текущий бюджета на 5%, однако с учетом инфляции все же ниже пиковых значений, пришедшихся на активные стадии войн в Ираке и Афганистане.
Во вторник Пентагон заявил, что бюджет обеспечит мир с Россией и Китаем, поскольку у США будут превосходящие вооруженные силы.
«Ставки ясны, — заявил во вторник исполняющей обязанности замминистра обороны Дэвид Норквист (David Norquist). — Если мы хотим мира, противники должны знать, что на поле боя нас не одолеть».
По словам Норквиста, это крупнейший запрос на исследования, разработки, испытания и оценку за последние 70 лет, что свидетельствует о стремлении Пентагона развивать новые технологии. Он также подчеркнул значительные инвестиции в кибероружие, гиперзвуковое оружие, искусственный интеллект, лазеры и космос, включая создание космических сил.
Проект бюджета можно считать сигналом к началу переговоров с Капитолийским холмом о его итоговом размере.
Этот проект скорее отражает общие приоритеты администрации, так как суммы, выделенные на отдельные программы, могут измениться. Сколько конкретно будет выделено на заявленные приоритеты, зависит от Конгресса.
Поначалу высокопоставленные чиновники Пентагона предположили, что бюджет может быть сокращен, поскольку администрация Трампа в ответ на растущий дефицит пытается сократить расходы, но впоследствии стало ясно, что Белый дом оборонный бюджет намерен увеличить — за счет сокращения невоенных расходов сверх жизненно необходимых.
Так, администрация запросила увеличить на 139% военный счет Пентагона, из которого финансируются активные действия в Ираке и Афганистане. Бюджетные ограничения, продленные Конгрессом еще на два года, на него не распространяются.
В понедельник официальные лица Пентагона заявили, что на финансирование этих конфликтов фактически отводится 67 миллиардов долларов из 165 запрошенных. Фактически это равносильно признанию, что это лишь способ увеличить оборонный бюджет при формальном соблюдении всех ограничений. Чиновники также признали, что увеличение военного бюджета на так называемые «чрезвычайные операции за рубежом» продиктовано Белым домом для достижения желательного уровня оборонных расходов.
Демократы такой подход отвергли наотрез.
«Думаю, у нашей страны есть приоритеты поважнее, и если мы спустим все деньги на оборону, добиться поставленных целей не сможем, — сказал председатель комитета Палаты представителей по вооруженным силам Адам Смит (демократ от штата Вагшингтон). — Только поглядите, что за бюджет прислал президент».
На обсуждении во вторник особое внимание уделялось намерению Трампа забрать из военного бюджета миллиарды долларов на строительство пограничной стены без одобрения Конгресса. Президент намерен воспользоваться чрезвычайным положением и призвать на свою сторону органы по борьбе с наркотрафиком.
Пентагон запросил 3,6 миллиарда долларов в качестве компенсации за те средства, что Трамп планирует изъять из военного бюджета на строительство стены, а также еще 3,6 миллиарда на дополнительную пограничную инфраструктуру в течение предстоящего финансового года.
Заместитель помощника министра обороны Элен Маккаскер (Elaine McCusker) сообщила на брифинге, что раскрыть, на что именно пойдут запрошенные средства, не может, так как министерство еще не опубликовало списка программ военного строительства, которые могут лишиться финансирования в связи с постройкой стены.
Трэвис Шарп (Travis Sharp), научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок, заявил, что попытка забрать деньги из бюджета Пентагона на стену может поставить планы военных под угрозу и предрек Конгрессу и администрации тяжелые переговоры по бюджету.
«Тщательно продуманные планы министерства обороны подорвал сам Белый дом. Там мутят воду: выколачивают деньги на постройку стены, а перевод денег через военные счета — это лишь бухгалтерский фокус, — сообщил Шарп. — Пентагон тут не виноват, но расплачиваться придется ему».
Тем не менее, есть повод надеяться, что грядущий бюджет ознаменует сдвиг в сторону стратегической конкуренции с Китаем и Россией, заявила Сюзанна Блум (Susanna Blume), чиновник Пентагона при администрации Обамы и заместитель директора оборонной программы в Центре новой американской безопасности.
Так, по словам Блум, о реализации этой стратегии говорит увеличение числа быстродействующих атомных подводных лодок класса «Вирджиния» с двух до трех, а также инвестиции в беспилотные корабли ВМС и окончательное решение о структуре Космических сил.
Бюджетный запрос предусматривает 31 миллиард долларов на модернизацию ядерной триады, которая ориентирована в первую очередь на Россию. Сюда относятся три миллиарда долларов на разработку и производство нового бомбардировщика В-21, 2,2 миллиарда долларов на новую атомную подводную лодку класса «Колумбия», 700 миллионов долларов на новую ракету большой дальности и 600 миллионов долларов на модернизацию межконтинентальных баллистических ракет.
Однако некоторые шаги выбиваются из общей стратегии. Так, Пентагон запросил меньше средств на Европейскую инициативу по сдерживанию, а это основополагающая программа, с чьей помощью европейские союзники предотвращают возможные вторжения со стороны России. Министерство обороны запросило 5,9 миллиарда долларов, что на 600 миллионов меньше суммы, выделенной Конгрессом на этот год.
По словам Маккаскер, Пентагон уже потратил на программу значительные средства в прошлом году и завершил единовременные траты на инфраструктуру и перегруппировку, поэтому в дальнейших расходах в этом направлении не нуждается. Она также сообщила, что Пентагон рассматривает варианты «распределения финансового бремени», что будет означать увеличение доли европейских союзников.
Подверглось критике и решение Пентагона о закупке комплекса старых и новых истребителей. Принято оно после того, как Трамп разругал F-35. Помимо 78 F-35 от «Локхид Мартин» на сумму 11,2 миллиарда долларов, Пентагон намерен приобрести 8 F-15 от «Боинга» на сумму 1,1 миллиарда. Это первая закупка F-15 с 2001 года.
«Представители ВВС заявили, что решение принято во имя амбициозных целей в том, что касается военной мощи и боеготовности, — отозвался Шарп. — Но скептики полагают, что этот шаг жертвует будущим ради настоящего».
Вопреки заявленным целям провести крупномасштабную перекалибровку ПРО, администрация запросила на нужды Агентства противоракетной обороны лишь 9,43 миллиарда долларов, что на 1,06 миллиарда меньше, чем в текущем бюджете на 2019 год.
Агентство противоракетной обороны запросило 157,4 миллиона долларов на защиту от гиперзвуковых угроз и 303,5 миллиона долларов на демонстрацию способности отслеживать баллистические ракеты противника с целью использовать технологии в космосе для отслеживания ракет. Обе программы направлены на противодействие новым разработкам России и Китая.