На железнодорожном вокзале в Донецке вдоль путей лежит снег. Электрички стоят без дела. Они перестали ходить четыре года и восемь месяцев назад из-за затянувшейся войны. Разбитые окна в торговом центре по соседству закрыты фанерой.
Украинский Донецк, который сейчас находится под контролем пророссийских сил (ДНР), был городом с процветающей угольной промышленностью. Тем не менее когда разразился украинский кризис, местные жители начали уезжать за границу и в другие регионы Украины. Население города-миллионника сократилось примерно до 70%. С 11 вечера до 5 утра действует комендантский час. Когда темнеет, людей практически не встретить даже в центре города.
В связи с тем, что пророссийские силы объявили о независимости, западные страны ввели санкции. «Ниссан» и другие западные компании давно покинули регион. В магазине, где можно недорого купить курицу, зачастую выстраивается такая длинная очередь, что люди стоят на улице. В небольших лавках продается белорусская водка и молочные продукты. Говорят, что увеличился импорт продуктов из Белоруссии и Казахстана, которые входят в Евразийский экономический союз.
Также местные жители страдают от того, что правительство Украины приостановило социальные выплаты. В 2015 году администрация Порошенко заключила соглашение о перемирии с пророссийскими силами и пообещала возобновить выплату пенсий и так далее. Тем не менее люди ничего не получают, если находятся в районах, которые контролирует оппозиция.
Выручает Россия, которая выплачивает дотации в размере три — четыре тысячи рублей в месяц на человека. «Мы живем благодаря России». Это типичный ответ для жителей Донецка среднего и пожилого возраста.
Перед тем, как весной 2014 года на востоке Украины начался хаос, администрация Путина предложила концепцию русского мира. Стратегия заключается в том, чтобы подчеркнуть историческую связь с этническими русскими, которые живут в странах бывшего СССР, и призвать к воссоединению с Россией.
Перед тем, как вторгнуться в восточную часть Украины, администрация Путина успешно распространила концепцию русского мира на юге Крыма. Некоторые эксперты полагают, что это способствовало аннексии полуострова посредством референдума.
Есть мнение, что поскольку в Донецке русские составляют примерно половину населения, Россия надеялась на увеличение числа сторонников. Действительно, слушая типичные ответы зрелых и пожилых горожан, может сложиться впечатление, что поддержка растет.
Тем не менее некоторые эксперты настроены критически: «Они просчитались. Стратегия русского мира не сработала» (Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин).
Действительно, как сейчас жители Донецка относятся к России? В городе много пророссийских солдат и полиции, поэтому большинство на вопросы отвечает туманно. Тем не менее студентка Александра говорила со мной откровенно: «На самом деле, в политическом смысле не хочется полагаться ни на одну из стран. Тем не менее надежду вселяет только Россия. Поэтому даже молодые поддерживают русский мир».
Волей-неволей взгляды устремляются в сторону России. По всей видимости, жители Донецка оказались именно в таком положении.