Гуаньча (Китай): гегемония США больше не работает. Италия заботится о своих интересах

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
21 марта Си Цзиньпин прибыл в Рим с визитом. Поездка Си в Европу заставила побеспокоиться США. Джузееппе Конте сказал, что присоединение к инициативе «Один пояс, один путь» — это шанс для Италии. Это был сигнал для США, говорящий, что Италия заботится о национальных интересах и не собирается отказываться от такого шанса. В интервью «Гуаньча» китайский эксперт объясняет, почему Европа поворачивается к Китаю.

Италия стоит перед выбором: США или Китай?

Ответ на этот вопрос скоро будет найден.

21 марта председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Рим с государственным визитом. Ранее сообщалось, что страны планируют подписать меморандум о взаимопонимании в рамках инициативы «Один пояс, один путь», после чего Италия станет первой страной «Большой семёрки», принявшей участие в данной инициативе.

Такое решение будет означать выбор в пользу сотрудничества с Китаем и соблюдения государственных интересов. Ранее вице-премьер Италии Луиджи ди Майо заявил: «Мы услышали предупреждение США по поводу намерений Италии подписать с Китаем соглашение в рамках инициативы „Один пояс, один путь"». Но «необходимо понимать, что, рассматривая Китай и его инициативу „Один пояс, один путь" как источник экспортных товаров, мы не стремимся заключить с Китаем политическое соглашение, мы хотим помочь нашим предприятиям».

Позиция Италии ясна и решительна

Какие меры использовали США, препятствуя продвижению инициативы «Один пояс, один путь»? Не вызовет ли Италия, как первая страна «Большой семёрки», поддержавшая инициативу, эффект домино? Какую пользу торгово-экономическому сотрудничеству между двумя странами принесет подписание меморандума о взаимопонимании в рамках инициативы «Один пояс, один путь»? Об этом в интервью сайту «Гуаньча» рассказал директор аналитического института «Один пояс, один путь» по вопросам Китая и глобализации, помощник директора института международных отношений университета Хуацяо Хуан Жихань.

Гуаньча: Если в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Италию, который состоится 22-24 марта, стороны подпишут меморандум о взаимопонимании в рамках инициативы «Один пояс, один путь», то Италия станет первой страной «Большой семёрки», присоединившейся к инициативе. Как, по-вашему, это повлияет на другие страны-участницы?

Хуан Жихань: С момента провозглашения инициативы «Один пояс, один путь», меморандум о взаимопонимании подписало 130 стран и международных организаций. Однако из-за давления, в основном со стороны США, среди них ещё не было стран-участниц «Большой семёрки». США не хотят, чтобы страны «Семёрки» слишком тесно сотрудничали с Китаем.

На самом деле Италия уже принимала участие в процессе сопряжения инициативы «Один пояс, один путь». В качестве примера можно привести морское экономическое сотрудничество в портах Генуи и Неаполя, сотрудничество Китая с брендами модной одежды в Милане, и итальянскими виноделами. Когда мы в прошлый раз были в Тоскане, то заметили, насколько тесное сотрудничество с Китаем разворачивается там.

Явное желание Италии подписать меморандум подтверждают слова, сказанные министром иностранных дел Ван И: «Инициатива „Один пояс, один путь" приносит народу выгоду, а не долги».

Италии данная инициатива даёт не только возможность продвигать свои бренды на китайском рынке, но и развивать порты, организовывать сотрудничество в сфере сельскохозяйственной продукции (например, вина), в сфере образования, высоких технологий и ресурсов, инициатива также способна придать стране новый толчок для развития. Это очень выгодно для экономического развития Италии.

Последние два года итальянская экономика пребывала не в лучшем состоянии. Высокий уровень безработицы в некоторых регионах сказался на состоянии общественной безопасности. Экономическое сотрудничество с Китаем может помочь Италии разрешить проблему занятости, которой страна уделяет столько внимания. С этой точки зрения, я считаю, что правительство Италии поступит мудро, исходя из интересов своего государства, если сделает выбор в пользу меморандума о взаимопонимании в рамках инициативы «Один пояс, один путь». 

Что касается эффекта, который произведет такое решение на другие страны «Большой семерки», то, на мой взгляд, эффект определенно будет, так как другие страны организации, также тесно сотрудничают с Китаем. Подписание меморандума Италией сможет разрушить барьеры, создаваемые США, и в будущем к инициативе присоединятся и другие страны «Большой семерки».

— Вы сказали, что в настоящее время мы сотрудничаем с Италией по многим направлениям, в каких сферах сотрудничество сможет расшириться после подписания меморандума?

— Подписание меморандума будет означать, что стороны перешли на более высокий уровень взаимного доверия в рамках строительства инициативы «Один пояс, один путь». Взаимное доверие — самые крепкий фундамент для углубления сотрудничества. На такой основе возможны новые прорывы в области строительства китайско-европейского экспресса, образования, науки и техники, гуманитарного обмена, туризма и морских перевозок.

Сопряжение столицы моды Милана с его известными брендами и мероприятиями в сфере моды и огромным китайским рынком будет способствовать увеличению объемов продаж в Китае.

Итальянское вино ничем не уступает французскому по качеству, но оно менее известно китайскому потребителю, а значит в будущем возможен прорыв и в виноделии, а также в транспортировке товаров морем. 

На основе взаимного доверия, при условии усиления пропаганды, страны могут добиться огромных результатов в экономической сфере. Китайский рынок — это 1,4 миллиарда потребителей, и углубление сотрудничества с Китаем весьма выгодно не только для Италии, но и для самого Китая.

— Какие товары Китай сможет поставлять в Италию?

— В Италии много товаров из Иу, таких как USB-флешки, детали для компьютеров, одежда, обувь и головные уборы. Мы видели много китайских брендов в Милане и Флоренции, где они успешно развиваются. Итальянцы действительно покупают китайские товары, в Иу отправляются предприниматели, которые доставляют товар в страну.

Так как Италии посчастливилось быть страной-участницей Шенгенского соглашения, Милан сейчас становится региональным европейским центром. Попадая туда через логистические фирмы и субподрядные организации товары напрямую расходятся в Германию, Австрию, Швейцарию, Венгрию и другие соседние страны. Порты Неаполя и Генуи, о которых я уже упоминал, играют важную роль, как транзитные порты. Товары, прибывшие в Средиземное море, отправляются оттуда по суше в разные страны.

— После «теории китайской угрозы», США перешли к обсуждению «бесполезности китайского плана». Так, например, представитель Комитета государственной безопасности Белого дома Гарретт Маркис писал в своем Твиттере: «Итальянскому правительству нет необходимости признавать законность „тщеславных" проектов Китая по строительству объектов инфраструктуры». Как следует реагировать на изменения такого плана?

— В желании США контролировать идеи и позицию Китая никаких изменений не наблюдается. Такое предвзятое отношение не поменяется, и за новыми словами кроется старый смысл: воспрепятствовать глобальному расширению китайской инициативы «Один пояс, один путь». Американцы понимают, что инициатива выгодна народу, но в то же время они не хотят, чтобы участие в проекте большего количества стран умаляло их авторитет.

Мы знаем, что в мире существует одновременно и влияние США, и влияние Китая. Когда второе начинает увеличиваться, первое сразу начинает думать, что слабеет. Но это вовсе не игра с нулевым результатом, подъем КНР не обязательно означает упадок США. Американцы болезненно переживают стремительное развитие Китая.

Почему они сменили выражения? Я считаю, потому что «теория китайской угрозы» существует уже слишком долго и успела надоесть. Многие начали понимать, что это лишь бессмысленный способ США очернить Китай. Поэтому США и сменили лексику.

С одной стороны, способности Китая в сфере строительства инфраструктуры действительно огромны, в этой области страна способна соперничать с кем угодно. С другой стороны, «теория бесполезности китайского плана» — это новый взгляд на ситуацию людей, в первую очередь американцев, под влияние которого так просто попасть.

— После того, как Италия изъявила желание присоединиться к инициативе «Один пояс, один путь» США станут чаще выражать свое недовольство, но, кажется, оно не оказывает никакого влияния на позицию Италии.

— Джузееппе Конте ясно выразил свою точку зрения, сказав, что присоединение к инициативе — это шанс для Италии. Это был сигнал для США, говорящий, что Италия заботится о национальных интересах и развитии и не собирается отказываться от такого шанса.

Инициатива «Один пояс, один путь» — хорошая возможность для Италии. В состав группы, занимавшейся принятием решения по инициативе, входили люди, долгое время жившие и работавшие в Китае и понимающие, что Китай — страна с самыми быстрыми темпами развития и вероятность, что итальянские товары будут иметь спрос на китайском рынке, весьма велика.

США по-прежнему заботятся о сохранении своего исключительного превосходства, ограничивая сферу влияние Китая. В США уверены, что подписание меморандума о взаимном доверии между Китаем и Италией снизит авторитет Америки.

Поэтому ситуация и представляется такой неоднозначной для итальянцев. Желание ухватиться за возможность развития и быстрого роста в будущем при поддержке Китая, заставляет итальянцев идти против воли мирового лидера — США. Мы доброжелательны к Италии и надеемся, что она сможет проявить твердость своей позиции и подписать меморандум. Ведь для США это будет своеобразным ударом.

В современном мире США превращают любое решение в выбор между ними и кем-то еще. Но ведь на самом деле существует гораздо больше альтернатив. Почему, выбирая Китай, необходимо отказываться от США? Логика такого мышления притянута за уши. Почему можно одновременно вести торговлю с США и Германией, но нельзя с США и Китаем?

Если рассуждать в таком духе, получается, что Италия оказывается права: наше с ней сотрудничество — это пирог, от которого каждый может получить по куску, и это не значит, что если кому-то одному достанется больше, то кому-то другому — меньше. Вот какие перемены произошли в теории. 

— США уже проиграли битву с «Хуавэем», союзники не поддержали их в торговой войне с Китаем. Как следует относиться к тому, что позиция США больше не работает?

— В любой ситуации страна делает выбор в пользу соблюдения государственных интересов. Зачем делать такой акцент на роли Китая в этом вопросе? 

Авторитет страны определяет ее совокупная мощь. По этому показателю Китай уже поднялся до второго места в мире, Китай — страна со вторым по величине объемом ВВП, ее право голоса и влияние постоянно растут, и это влияние в международном сообществе нужно будет защищать, ведь США станут вытеснять вас и препятствовать вашему дальнейшему возвышению. Это и есть то, что мы называем «ловушкой Фукидида».

В настоящее время главная проблема заключается в том, что возвышение новых стран — это вызов и угроза для уже существующих мировых лидеров. США следует пересмотреть такой образ мыслей, ведь тогда от сотрудничества можно будет получить еще больше выгоды, сделать тот пирог, о котором я уже говорил еще больше, чтобы все смогли получить себе по куску. Это и будет наилучшим результатом.

— Торговые трения между США и компанией «Хуавэй» следуют той же логике.

— США сложно расстаться с этой идеей, сложить руки и передать свое место и свое могущество другой растущей стране. Поэтому США во многом ведут себя деспотично.

Но на самом деле у нас есть выбор, возвышение Китая не обязательно должно привести к упадку США. Как только эта идея будет изменена, Китай и США смогут выбраться из «ловушки Фукидида».

— Президент Италии опроверг утверждение, что США могут наложить на Италию штраф за подобные высказывания, заявив: «Мы всегда находимся в диалоге с США».

— Во-первых, у США нет убедительных оснований штрафовать Италию. Если я хочу подписать меморандум, то какое право ты имеешь заявлять, что я этого сделать не могу? США не смогут открыто наложить штраф на Италию. Но если Италия твердо решит подписать с Китаем подобный документ, то США найдут обходной способ осуществить задуманное, это так похоже на образ мышления Трампа.

Италия уже несколько раз заявляла, что ограничения со стороны США загоняют страну в тупик. В свою очередь США не довольны, можно даже сказать, что за этим гневом они прячут смущение, их поведение выдает явное беспокойство, что им никак не удается найти достойный повод для штрафа.

Но когда желание соединяются с умыслом, повод всегда найдется. Если США захотят оштрафовать Италию, они найдут повод. Например, они могут наложить санкции на некоторые итальянские товары, вероятность такого исхода весьма велика.

— Есть ли вероятность, что у них получится добиться согласия по этому вопросу?

— Я думаю, это будет сложно, у США вряд ли получится прийти к единству мнений с Италией или принять их точку зрения.

Мы должны понимать обстановку внутри США. Мы говорим о взаимовыгодном сотрудничестве между США и Китаем, но требования подавить Китай все еще раздаются в Америке. Заставить США отказаться от идеи, закрепившейся в сознании, например, от тревог и сомнений, связанных инициативой «Один пояс, один путь», будет весьма непросто.

— Помимо Италии, Китай уже подписал меморандум в рамках инициативы «Один пояс, один путь» с многими странами ЕС, в том числе с Грецией, Польшей, Португалией, Чехией, Венгрией и другими. Как сейчас идет продвижение инициативы в Европе?

— За эти два года сотрудничество Китая со странами Центральной и Восточной Европы в рамках инициативы «Один пояс, один путь» продвигалось весьма успешно, стремительные изменения произошли на Ближнем Востоке. В рамках сотрудничества по модели 16+1 был достигнут прогресс в таких сферах, как строительство инфраструктуры, торговый обмен, создание китайско-европейского экспресса и т. д.

В традиционном сотрудничестве с такими европейскими странами, как Испания, Италия и Португалия, также были достигнуты некоторые успехи, правда, не такие значительные, как в Центральной и Восточной Европе.

Вслед за началом сотрудничества с традиционными европейскими странами и успехами в ходе этого сотрудничества, нам удастся добиться значительного прогресса в будущем, когда в проект будут вовлечены также Испания, Германия и Франция.

Одним словом, за эти несколько лет инициатива «Один пояс, один путь» быстро распространилась на территории Европы.

Кроме того, по моему мнению, необходимо четко понимать, что подразумевается под оказанием поддержки данной инициативе: это формальная поддержка или это обязательное подписание меморандума о взаимопонимании? На мой взгляд простого участия в проекте уже достаточно, в таком случае подписание меморандума будет означать только повышение уровня сотрудничества. Многие европейские государства участвуют в проекте и получают от своего участия определенные результаты.

— Что сейчас препятствует продвижению инициативы «Один пояс, один путь» в Европе?

— Безусловно, существует немало трудностей, в основном они заключаются в различиях во внутренней обстановки в странах: необходимости принимать во внимание наличие природных ресурсов и законодательную политику, ведь ЕС очень строго относится к разного рода ограничениям, контролю и проверкам в рамках инициативы, что замедляет процесс развития проекта. По ходу продвижения двустороннего сотрудничества, мы и страны Европы будем привыкать к друг другу.

Обычно страны, находящиеся на переходном этапе, могут сталкиваться с политическими рисками, такими как смена правительства. Однако в случае со странами Евросоюза основной проблемой становится инвестиционное законодательство. Многие компании, попадая в страны ЕС сталкиваются с недостаточным пониманием местных законов. Также из-за непродуманных шагов часто бывает неясно, каким образом следует взаимодействовать с местными НПО. С этими ограничениями и проблемами могут столкнуться китайские фирмы, попадающие на территорию Евросоюза.

Обсудить
Рекомендуем