Выборы кончились, и мы имеем дело с реальной повесткой дня. Первая новость пришла из США.
Америка, когда все думали, произойдет это или нет, сделала первый шаг в сторону фактического прекращения поставок Ф-35 (F-35) в Турцию.
Сначала об этом сообщило агентство «Рейтер» (Reuters), затем подтвердил и представитель Пентагона. Суть в следующем: США не только останавливают передачу Ф-35, но и ищут других производителей для создания запчастей, которые производит Турция в рамках проекта. То есть Турцию также исключают из проекта Ф-35.
Это первый конкретный контршаг в ответ на покупку С-400. США усиливают давление перед встречей Путин — Эрдоган, которая состоится 8 апреля. США, которые до муниципальных выборов дали Турции отсрочку для принятия окончательного решения по С-400, хотят, чтобы турецкая сторона прояснила свое решение до переговоров с Путиным.
Если Турция не объявит: «Мы отказались от покупки С-400», — и позиции сторон не изменятся, то решение США, связанное с исключением Турции из проекта Ф-35, включая санкции, скорее всего расширится и распространится на другие системы вооружения.
Это угроза? Да, угроза. Шантаж? Разумеется, шантаж. Это подобает духу союзничества НАТО — организации, которая проповедует принцип коллективной обороны и говорит, что нападение на одно из государств альянса считается агрессией против всех его членов? Нет. Но это оценка, которую мы можем дать в рамках ограниченных, просочившихся в общественное мнение сведений. И, возможно, на самом деле все совсем не так.
Не зная ответы на ряд вопросов, невозможно понять измерение и масштаб кризиса. На эти вопросы у меня есть свои ответы. Их я неоднократно писал в своих предыдущих статьях, озвучивал в телепередачах. Я могу сказать, что в этом процессе, который ведется с принятием ошибочных, краткосрочных и даже сиюминутных решений, мы сами же заводим себя в тупик.
Другая сторона вопроса об С-400 — Россия. О том, какую позицию может занять Россия и в какой еще более безвылазный тупик это может завести Турцию, мы поговорим в наших следующих статьях. Но также замечу, что принятие на вооружение армии той или иной страны каких-либо видов оружия — это сложный, многосторонний процесс, и у него есть множество параметров. Если рассматривать вопрос только на основе одной-двух тем, как это делают эксперты (!) в наших СМИ, это не позволит прийти к правильному решению и не будет представлять собой ничего, кроме таких умозрительных выпадов, как Ф-35 не могут летать со сбоями и прочее.
Обратите внимание, на прошлой неделе стало известно, что в ходе воздушной атаки на позиции иранских боевиков преимущественно в Алеппо и его окрестностях Израиль использовал самолеты Ф-35. Согласно отчетам, малозаметные самолеты Ф-35, которых не видят системы противовоздушной обороны, проследовали через воздушное пространство Иордании и Ирака и нанесли удары по Сирии.
С другой стороны, накануне Греция начала многонациональные учения «Иниохос» (Iniohos), которые будут проходить во всем Эгейском море и Восточном Средиземноморье. Наряду с греческими властями южного Кипра, США, Израилем в учениях примут участие итальянцы и их самолеты Ф-35. Ожидается, что Израиль тоже задействует истребители Ф-35.
В сообщениях греческих СМИ со ссылкой на военные источники подчеркивается, что учения, в которых будут использоваться прежде всего Ф-35, крайне важны для греческих военно-воздушных и морских сил. Отмечается, что эти маневры будут проводиться в зонах, которые входят в район полетной информации (FIR) Греции. Несмотря на то, что район полетной информации не имеет никакой связи с границами воздушного пространства, шириной территориальных вод и пределами исключительных экономических зон, Греция утверждает, что все территориальные воды, которые попадают под этот район полетной информации, принадлежат ей. То есть говорит: «Эгейское море — это воды Греции».
Участие Израиля и США в учениях в рамках такого сценария и формата означает фактическую поддержку тезисов Греции, которая стремится превратить Эгейское море в свои воды.
Такова ситуация в Восточном Средиземноморье и Эгейском море. А в Черном море все иначе? США, которые официально и фактически заняли сторону Греции — южного Кипра в Восточном Средиземноморье и Эгейском море, пошли на четырехстороннее военное сотрудничество, подключившись к союзу Греции — южного Кипра с Израилем, а мы переживаем с ними кризис из-за покупки С-400, превращают и Черное море в воды НАТО. И к тому же при поддержке Турции.
С 2014 года речь идет о наращивании присутствия НАТО в Черном море. Согласно заявлению генерального секретаря НАТО, сроки присутствия кораблей НАТО в Черном море, которые в 2017 году составляли 80 дней, в 2018 году увеличатся до 120 дней. Если добавить к этому и сроки пребывания кораблей США в регионе не в рамках НАТО, то можно сказать, что присутствие НАТО / США в Черном море стало постоянным.
А учитывая миссии самолетов НАТО / США в воздушном пространстве региона, речь можно вести о полной блокаде Черного моря. То есть Черное море тоже стало водами НАТО, а на самом деле США.
Насколько в интересах Турции — поддерживать политику США в Черном море невзирая на их позицию в Восточном Средиземноморье, Эгейском море, Сирии, относительно Ф-35 и в других сферах?
Россия тоже не может молча наблюдать за всем этим и не делает этого. Россия сосредоточила в Черноморском регионе крупные военные силы, включая С-400 и дальнюю авиацию. В этих условиях невозможно ожидать, что с Турцией, которая поддерживает планы НАТО в Черном море, Россия будет вести себя как-то иначе.
Посмотрите на продажу Россией С-400, на блокирование США поставок Ф-35 через призму событий в Восточном Средиземноморье, Эгейском и Черном морях. И вы увидите изъяны, которые превращаются в гордиев узел, и близорукость политики Турции.
Будущая стратегия Турции для выхода из экономического кризиса, в котором она сейчас находится, то есть источник необходимых средств, и определит в первую очередь ее внешнюю политику, включая решения по С-400, Ф-35, Сирии, Кипру. В конце концов кто платит, тот и заказывает музыку.