Налеты правоохранителей в масках и с "калашниковыми" в руках, выбивающих двери офисов компаний и лихорадочно ведущих поиски финансовой документации или налоговой отчетности, — это, пожалуй, худший из сигналов, подаваемых правительством владельцам предприятий, акционерам или топ-менеджерам.
Именно это пару лет назад я пытался донести до президента Порошенко. Беседа проходила во время очередной его регулярной встречи с представителями международного делового сообщества — в присутствии пятисот лидеров бизнеса.
Парламент впоследствии принял новый закон, предусматривающий отказ от брутальных проверок бизнеса. Сегодня жесткие «наезды» на предприятия выглядят лишь страшным сном, неприятным напоминанием о неприглядных моментах, с которыми инвесторам, ведущим бизнес на Украине, приходилось сталкиваться всего несколько лет назад. С 2015 г. реализовано немало реформ, и Украина вновь начала появляться на экранах радаров инвесторов. Однако объем притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) остается слишком скромным — лишь около 2% ВВП.
В апреле украинцам предстоит второй тур голосования на выборах президента. Вне зависимости от того, кто одержит победу — Порошенко или новичок Зеленский — этому человеку придется уделять максимум внимания вопросу привлечения ПИИ.
Несмотря на то, что президент отвечает за национальную оборону, внешнюю политику, спецслужбы и прокуратуру, он должен играть одну из ведущих ролей в деле привлечения инвесторов, которые готовы работать в Украине или запускать здесь производства. А поскольку оба претендента входят в число успешных бизнесменов, следующий глава государства просто обязан обеспечить благоприятную среду и уважительное отношение к инвесторам.
Я выслушиваю множество историй успеха предприятий, ведущих прибыльный бизнес на Украине, — я узнаю об этом каждый день в процессе общения с членами нашей палаты. В марте я побывал в Ужгороде на расширении производственных мощностей Jabil — глобальной компании со штаб-квартирой во Флориде, специализирующейся на выпуске электронных компонентов.
Деловое сообщество Украины понимает, чего ожидать от очередных пяти лет президентства Порошенко: в случае его переизбрания, скорее всего, подход к бизнесу не изменится.
Гораздо меньше мы знаем о Зеленском. Хотя он известен всем и каждому как чрезвычайно талантливый исполнитель, комедиант и успешный бизнесмен, нам неведомо, каким президентом он будет. В его предвыборной программе (как минимум — на текущий момент) слишком мало конкретики.
Я встречался с Зеленским две недели назад. Он дал нам понять, что окружает себя реформаторами: в их числе, в частности, бывший министр экономики Айварас Абромавичус, экс-министр финансов Александр Данилюк и депутат Сергей Лещенко. В ходе этой встречи Зеленский убеждал в том, что его взгляды и намерения полностью совпадают с приоритетами делового сообщества, особенно в вопросах верховенства права, обеспечения макроэкономического роста и борьбы с коррупцией.
На встрече я поднял тему индустрии с высокой зависимостью от прав интеллектуальной собственности: Зеленский прекрасно понимает суть работы данной индустрии, поскольку на этом основан бизнес, позволивший ему сколотить небольшое состояние.
Наличие адекватной защиты авторских прав, патентов и торговых марок позволяет людям добиваться узнаваемости и обеспечивает доходом за счет их творчества и изобретений. Упомянутая индустрия генерирует свыше 38% ВВП США. И именно эта сфера в Украине нуждается в значительном совершенствовании.
Экономический рост Украины в последние три года — около 3% — выглядит достаточно позитивно, но стране жизненно необходимо существенно нарастить темпы роста для повышения уровня благосостояния. А достичь этого можно с помощью значительного увеличения притока ПИИ.
Международные СМИ не уделяют внимания истории успеха работающих на Украине предприятий из-за хаоса и шумихи вокруг выборов. А для победителя назначенного на 21 апреля голосования вопрос привлечения ПИИ однозначно станет наиболее критически важным фактором ускорения темпов роста несколько вялой, хотя и многообещающей экономики Украины.