Секс и евреи: как раввины придумывали правила (Haaretz, Израиль)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Как часто должны заниматься сексом погонщики верблюдов? А моряки? Библия изобилует запутанными рекомендациями. Раввины начали регулировать половые отношения, но не смогли договориться о деталях, пишет автор «Хаарец», рассказывая о еврейских правилах и отношении к сексу.

В Вавилонском Талмуде (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма — прим. пер.) содержится история о мудреце Раве Кахане, жившем в третьем веке. Он спрятался под кроватью своего наставника, чтобы увидеть, как тот занимается сексом с женой. Его обнаружили, отчитали и приказали немедленно удалиться, но Рав Кахане оправдал свои действия тем, что секс — «это одна из тем Торы, и я должен изучить ее». (Брахот, 62а)

Секс, как и другие сферы жизни, регулируется еврейским законом. Но библейские законы о сексе в Библии и Талмуде — главном источнике еврейского законодательства — не совпадают. Отличаются они и в средневековых еврейских законодательных рукописях. 

Еврейские правила и отношение к сексу постоянно менялись и зависели от места и времени. Как и многие другие аспекты еврейской жизни, правила секса регулируются, но это не значит, что различные раввинистические властные структуры на протяжение веков соглашались друг с другом. Таким образом, мы не можем говорить о «еврейских законах о сексе» — только о правилах, существовавших в разные исторические периоды, которые часто совпадают, но иногда противоречат друг другу.

Разные взгляды на проституцию

Многие правила секса в еврейской Библии кардинально отличаются от норм, принятых в современном западном мире. Библия, похоже, не ждет от людей моногамии, по крайней мере, когда речь заходит о мужчинах.

Мужчинам не только разрешается иметь нескольких жен, но и заниматься сексом с теми женщинами, с которыми они не состоят в браке. Об этом свидетельствует не только то, что библейский закон никогда не запрещал секс вне брака, но и сам факт того, что мужчине позволялось иметь наложницу, то есть на постоянной основе поддерживать сексуальные отношения с женщиной, на которой он не женат.

Согласно Библии, не возбраняется заниматься сексом и с проститутками. Когда библейские персонажи спят с блудницами, Библия их за это не осуждает. Возьмем, к примеру, Иуду — одноименного отца иудеев, который занимается сексом с женщиной, которую считает блудницей, но потом выясняется, что это вдова его покойного сына — Тамар (Бытие, 38).

Очевидная допустимость секса вне брака касается, однако, лишь мужчин. Во Второзаконии (22) можно прочесть, что если мужчина, занимаясь сексом с невестой, заподозрил, что она не девственница, а родители не могут предоставить доказательств обратного (предположительно, показав окровавленную простыню с брачной ночи), ее нужно до смерти забить камнями у дверей отцовского дома. В той же главе говорится, что насильник должен выплатить отцу жертвы компенсацию в размере 50 сиклей серебра, взять ее в жены и никогда не сможет с ней развестись.

Подобный сексистский взгляд распространяется и на проституцию. Хотя, согласно библейскому закону, секс с проституткой, по-видимому, вполне допустим, дочери запрещено этим заниматься (Левит,19:29), а дочь священника, ставшую проституткой, нужно предать огню, «потому что она бесчестит отца своего» (Левит, 21: 9).

Эллины и персы спутывают карты 

Однако терпимость Библии к мужскому половому влечению имеет границы. В священном писании (в основном — Левит, 18) приводится четкий свод правил о том, с кем можно заниматься сексом. 

Запрещено вступать в половые отношения с биологическими и приемными родителями, братьями и сестрами, внуками, дядями, тетями, невестками и золовками. Также нельзя заниматься сексом с матерью и ее дочерью или двумя сестрами. Секс с замужней женщиной, однополые связи и зоофилия — табу. Интересно, что когда мужчину или женщину застают за сексом с животным, предать смерти нужно и того, и другого.

В любом случае, с остальными женщинами спать можно, хоть и не во всех случаях. Во время менструации женщина ритуально нечиста. Мужчина не может не то, что заниматься с ней сексом, но даже касаться ее.

К периоду раввинов, которые две-полторы тысячи лет назад написали Мишну (первый письменный текст, содержащий религиозные предписания — прим. пер.) и Талмуд, правила начали приобретать более современный вид. Но это не значит, что они стали понятнее. 

Раввины, вероятно, находясь под влиянием эллинистической и зороастрийской культур, которую впитывали в себя, имели несколько противоречивый взгляд на секс. Они одновременно считали, что секс — это хорошо и ему нужно предаваться со страстью и что это базовая потребность, которую нужно ограничивать. 

По их мнению, сексом нужно заниматься с охотой. Этот урок уже упомянутый Рав Кахане усвоил, лежа под кроватью наставника. «Рав ел с такой жадностью, как будто раньше никогда не пробовал приготовленной пищи», — написал он, используя эвфемизм, означавший, что его наставник делал это с «энтузиазмом, как будто в первый раз». Раввины также твердо верили, что мужчина обязан заниматься сексом с женой: «если же другую возьмет в жены, то первая не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исход 21:10). Согласно раввинистическим объяснениям, «супружеское сожитие» — это регулярный секс, на который имеет право замужняя женщина. Проблема в том, что Библия не конкретизировала, как часто этим нужно заниматься. Так появились различные толкования. Согласно Мишне (Ктубот 5:5), Бейт Шамай и Бейт Гилель — две главные древние раввинистические школы — по-разному смотрели на то, как часто нужно заниматься сексом.

По правилам Бейт Шамай это нужно делать как минимум раз в две недели, а Бейт Гилель настаивал на еженедельном сексе. Дальше Мишна сама себе противоречит, говоря, что мужчина, который изучает Тору, может не спать с женой до 30 дней, в то время как работник физического труда имеет право не удовлетворять супругу только неделю, если находится далеко от дома.

Раввин Елиэзер, живший в Палестине во втором веке, постановил, что частота половых контактов с женой зависит от того, чем мужчина занимается: безработный должен спать с женой каждый день, рабочий — два раза в неделю, погонщик ослов — раз в неделю, погонщик верблюдов — раз в 30 дней, моряк — каждые шесть месяцев.

Современный человек может не понять разницы между погонщиками ослов и верблюдов. Это как разница между маленьким грузовиком и полуприцепом. Дело в том, что ослов использовали для передвижения и транспортировки товаров на короткие расстояния, а верблюдов — на длинные. 

Средневековые еврейские власти, например, Маймонид, советовали мужчине спать с женой хотя бы раз в неделю — в субботу.

Еда и злой рок

В конце третьего века вавилонский мудрец Рав Йосеф учил, что сексом нужно заниматься без одежды. Он уточнял, что соприкосновение кожи нужны для того, чтобы доставить жене удовольствие. Согласно его объяснению, персы в то время не раздевались для того, чтобы заняться сексом.

Конечно, в раввинистический период по-прежнему соблюдались правила нида — библейский закон, запрещавший секс с женщиной во время менструации. Раввины доработали его, создав свод правил, которые религиозные женщины соблюдают по сей день. Женщина ритуально нечиста с момента появления крови, в последующие семь «чистых дней» и до тех пор, пока не совершит омовение в микве — ритуальном бассейне.

В Талмуде приводятся слова раввина Йоханана бен Дехавая, который утверждал, что «ангелы-хранители» рассказали ему следующее: люди рождаются хромыми, «потому что их отцы опрокидывают столы» (то есть занимаются сексом не в миссионерской позе или анальным сексом), немыми, потому что «их отцы целовали это место наготы» (делали кунилингус), глухими, «потому что их родители «говорили во время полового акта» и слепыми, «потому что их отцы смотрели на это место». (Недарим 20а) 

Очевидно, раби Йоханан бен Дехавай (или ангелы, с которыми он говорил) считал, что такие действия нужно запретить. Но его взгляды не совпадали с общепринятыми представлениями. Согласно Талмуду, «раввины сказали: мнение Йоханана бен Дехавая не соответствует галахе (еврейскому законодательству — прим. пер.). Напротив, мужчина может делать со своей женой, что хочет. Он может заняться с ней сексом тем способом, которым захочет, и не должен соблюдать эти ограничения».

Талмуд продолжает говорить аллегориями и сравнивает жену с куском мяса, купленным у мясника. «Если он хочет есть с солью, пусть ест. Если хочет есть жареным, может съесть жареным. Хочет съесть печеным, пусть ест печеным. Хочет съесть вареным, может есть вареным». Несмотря на это, позднее во многих раввинистических текстах, включая очень влиятельный Шульхан Арух (Орах Хаим 240:4), запрещалось делать кунилингус и даже смотреть на вагину.

Но хотя раввины, по-видимому, считали секс законным, естественным и даже обязательным, они совершенно по-другому относились к половому влечению, которое в раввинистической литературе называется «йецер ха-ра». 

Они воспринимали Йецер ха-Ра как демона, который проникает в тело мужчины и заставляет его грешить. Довольно во многих отрывках Талмуда описывается борьба раввинов с их сексуальным возбуждением. Кажется, раввины понимали, что «йецер ха-ра» необходим, но надеялись, что когда-нибудь он совсем исчезнет. В Талмуде приводятся слова мудреца раввина Йегуды с Запада, жившего во втором столетии: «В грядущем времени (то есть во время пришествия мессии) святейший, да будет он благословен, принесет «йецер» и зарежет его в присутствии праведников и нечестивых» (Сукка 52а).

Раввины времен Мишны и Талмуда кодифицировали многие правила, которые запрещают мужчинам и женщинам находиться рядом друг с другом и сильно переживали из-за возникновения нечистых мыслей, что привело к запрету мастурбации (Нида 13а) или даже совершения любых действий, которые могут вызвать эрекцию (Нида 13б). Однако не было никаких явных запретов на секс с незамужней женщиной, при условии, что она ритуальна чиста и не относится к родственникам, половые отношения с которыми запрещены в Библии. Только поздние средневековые раввины запретили секс с неженатой еврейкой.

Хотя раввины не практиковали многоженство (известно, что ни один из них не женился больше, чем на одной женщине), они этого не запрещали. Вероятно, это связано с тем, что и у Авраама, и у Исаака, и у Иакова, и у Давида, и у Соломона было несколько женщин. Только в XI веке Рабейну Гершом запретил многоженство в Европе. При этом многие общины стали соблюдать запрет спустя века (к примеру, йеменские евреи запретили полигамию в XX веке). В любом случае, импульсом, видимо, стал запрет на полигамию в христианстве. 

По-видимому, первым недвусмысленно запретил заниматься сексом с незамужней еврейкой мудрец Маймонид, живший в XII веке. В своем авторитетном кодексе еврейского закона — Мишне Тора он пишет: «До дарования Торы мужчина мог встретить женщину на рынке, и если они хотели, он мог заплатить, заняться с ней сексом на обочине и уйти, а ее называли блудницей. С момента дарования Торы быть блудницей запрещено. Об этом написано: «Среди дочерей израилевых не должно быть блудниц» (Второзаконие 23:17), поэтому все, кто спит с женщиной вне брака, из похоти, преступает закон Торы» (Хилькот Ишут 1:4).

Раввин Авраам бен Давид — современник Маймонида, написавший комментарий к Мишне Тора, — не соглашается с ним. «Блудница — та, что доступна для любого, но женщина, которая доступна только для одного, не переступает закон, она наложница, о которой говорится в Торе».

Видимо, в основе их разногласий был вопрос о наложнице, которую, по словам Маймонида, разрешалось содержать только царям. Но такие авторитеты, как Нахманид, живший в XIII веке, считали, что эта практика применима для всех.

В конце концов точка зрения Маймонида возобладала: иметь наложницу или заниматься сексом с незамужними женщинами сегодня запрещают практически все ортодоксальные раввины. При этом интересно, что влиятельный немецкий раввин Джейкоб Эмден в 18-м веке выступал за возрождение практики содержания наложниц, чтобы позволить сожительствовать неженатым парам. Он также предлагал снять запрет на многоженство. Его никто не поддержал.

 

Обсудить
Рекомендуем