В конце марта Европу посетил руководитель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин (Xí Jìnpíng). Удивляет молчание мейнстримных СМИ по этому сюжету, который может иметь ощутимые последствия для будущего Евросоюза. По степени геополитической значимости можно сравнить этот частный визит китайского лидера с Брекситом с одной лишь с разницей: китайский способ задумывать и вести свои дела обычно не любит публичной шумихи до явленного результата.
В нулевых во время учебы во французском университете я спросила у своих однокурсников китайцев: «Почему так много студентов из вашей страны приезжают изучать французский?». Серьезный китаец, сын фабричных рабочих из Южного Китая, ответил: «Это вопрос будущего франко-китайского сотрудничества». «Какого сотрудничества?— удивились мы. — Торговли китайским ширпотребом?». Китайский студент не обиделся на нас (китайцы не обидчивы), объяснив, что он имеет в виду цифровые технологии.
Тогда это показалось слишком самонадеянной заявкой, а сегодня французский журналист Режи Субруйяр (Régis Soubrouillard), специалист по китайским отношениям, в интервью «Ле Фигаро» не скрывает опасений: «Пока мы покупали дешевые китайские товары, власти Китая осознавали необходимость перехода на новый этап. „Мировой завод" сегодня стал серьезным конкурентом, который не просто копирует продукцию, а покупает крупные европейские предприятия („Вольво", „Пирелли") и создает новых гигантов в сфере высоких технологий».
Италия и Китай: братья — навек?
Частный визит Си Цзиньпина в Европу в конце марта проходил под звездой проекта «Один пояс, один путь». «Шелковый путь» китайского лидера к сердцам европейских политиков был выстроен по пути Италия — Монако — Франция.
В Риме Си Цзиньпину оказали пышный прием, продемонстрировав готовность сотрудничать во многих сферах. Брюссель пытался образумить Италию, напомнив об обязательствах по отношению к единой Европе. Но обольстители китайцы знали, с кого начать: Италия сегодня одна из бедных и проблемных стран ЕС, и обещания Китая о перспективных инвестициях сделали свое дело: без консультаций с ЕС Рим заявил о намерении подписать рамочное соглашение с Китаем по инициативе «Один пояс, один путь», надеясь с помощью Китая выйти из мучительной рецессии.
По результатам визита Си Цзиньпина китайские и итальянские компании подписали соглашения на общую сумму 2,5 миллиарда евро. Больше всего китайскую сторону интересовали порты Триеста и Генуи, с помощью которых Китай может перевести свою торговлю с Европой на «короткое плечо», без необходимости рискованного прохода через Малаккский пролив и акваторию Индийского океана.
На фоне отсутствия конкретных грандиозных плюсов для итальянской стороны заместитель премьер-министра Луиджи Ди Майо (Luigi Di Maio) постарался представить доставку первой партии сицилийских апельсинов в Китай как «маленькую революцию для продукции итальянского производства».
Пощечина Трампу
Визит главного китайского коммуниста в Монако (по пути из Рима в Париж) был прежде всего связан с тем, что эта страна чуть раньше поддержала телекоммуникационную компанию «Хуавэй», которую США обвиняют в пособничестве китайской государственной слежке. 27 февраля «Монако Телеком» и «Хуавэй» подписали протокол о намерениях, предусматривающий разработку и внедрение технологий «умного города» для этого княжества.
Французское вино и китайский чай — дружба навек?
Во время визита Си Цзиньпина в Париж официальное китайское информационное агентство Синьхуа опубликовало эссе «Дружба вина и чая способна изменить человечество». Дошли ли подобные политические заигрывания до президента Франции Эмманюеля Макрона (Emmanuel Macron), неизвестно.
Договоры Франции и Китая о поставках авиалайнеров, мороженых цыплят, сотрудничестве в сферах атомной энергетики и охраны окружающей среды — в общей сложности более десятка документов на общую сумму около 40 миллиардов евро — козырные карты Пекина в пользу развития сотрудничества.
Куда ведет «Новый шелковый путь»?
Уже по предыдущим крупным сделкам Китая в Европе становится очевидно, что Китай интересуют прежде всего транспортные артерии и информационные сети.
«Фараонский проект „Нового шелкового пути" предполагает строительство гигантских наземных и морских инфраструктур между Азией и другими континентами», — пишет «Фигаро».
Авторы книги «Китай и мир» Софи Буассо дю Роше (Sophie Boisseau du Rocher) и Эмманюэль Дюбуа де Приск (Emmanuel Dubois de Prisque) указывают на характерные черты китайского проекта «Новый шелковый путь»: неконкретность и неоднозначность проекта, его пошаговую стратегию, позволяющую приспосабливаться и манипулировать: «Первый этап заключается в кампании по привлечению на свою сторону с помощью многих игроков, которые расхваливают достоинства „Шелкового пути", при использовании отлаженной дипломатии саммитов, встреч и конференций. Во всех этих случаях используются одни и те же понятия: дополняемость, обоюдная выгода, ответственность, общая судьба, новый и ответственный мировой порядок, невмешательство, необходимость учиться друг у друга».
Китай пытается привлечь на свою сторону как можно больше подписантов в Европейском союзе (вместе с Италией их уже больше дюжины), чтобы более эффективно «размыть» европейские правила, в первую очередь в сфере инвестиций и доступа к госзаказам.
«Бойтесь данайцев, дары приносящих»
На фоне лучезарных улыбок и обещаний Китай жесткой рукой защищает свою внутреннюю инфраструктуру от иностранных инвестиций. Компании, которым удалось пробиться в Китай, обязаны делиться своими технологиями и нанимать китайских сотрудников. В свою очередь, как показывает опыт, в приобретаемых зарубежных компаниях китайцы защищают свои технологии и трудоустраивают в первую очередь китайских сотрудников.
«Уже более 10 лет ЕС ведет переговоры с Китаем о регулировании условий для инвестиций. За это время Китай приобрел великолепное портфолио из европейских компаний, в то время как сам держит рынок закрытым и впускает в страну европейцев лишь как миноритариев», — пишет немецкая Handelsblatt.
«Мы хотим равновесия», — говорит Макрон, а Меркель добавляет: «Все должно основываться на принципе взаимности», то есть европейский рынок будет открыт ровно настолько, насколько откроют рынок китайский.
Из всех стран ЕС наиболее жесткую позицию по отношению к китайскому проекту занимает Германия.
18 марта в Брюсселе обсуждалось предложение Совета Европы считать Китай «системным конкурентом» и оказывать противодействие в случае возникновения нечестного поведения. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас (Heiko Maas) предостерег от наивности в отношении инфраструктурных проектов Китая, заявив: «Необходимо понимать, что в экономической политике Китая заложены его стратегические интересы».