Гуаньча (Китай): работаю в сфере преподавания 15 лет и мысленно смеюсь всякий раз, когда Институт Конфуция называют «шпионской организацией»

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Постоянный подкомитет Сената США опубликовал доклад, в котором говорится, что Институты Конфуция, разбросанные по всему миру с целью якобы распространения китайского языка, на самом деле пользуются отсутствием контроля со стороны правительства и занимаются шпионажем. Комитет хочет законодательно наложить на них ограничения. Правда ли это? В издании «Гуаньча» комментируют доклад США.

Недавно в СМИ появилась информация, что 27 февраля постоянный подкомитет Сената США по расследованиям опубликовал доклад.

В докладе говорится о том, что Институты Конфуция пользуются отсутствием контроля со стороны правительства США и расширяют влияние Китая. Комитет в настоящее время находится в поиске способа законодательно наложить ограничения: если Институты не будут реорганизованы, они должны быть закрыты.

Однако в докладе также признается, что, хотя ФБР и уделяет повышенное внимание Институтам Конфуция, комитет так и не смог найти доказательства их «шпионской» деятельности. На самом деле, с позиции наших преподавателей китайского языка как иностранного, угрозы Америки о закрытии Институтов Конфуция не являются чем-то удивительным.

В интернете многие неправильно понимают деятельность Институтов, вплоть до того, что верят в существование теорий заговора. Например, считают, что Институты Конфуция — «организации, которые занимаются отмыванием денег у налогоплательщиков в пользу иностранцев», «структуры, пропагандирующие конфуцианство и китайскую традиционную культуру» или даже полагая, что это «шпионская организация».

Будучи преподавателем китайского как иностранного на протяжении 15 лет, а также бывшим преподавателем-экспатом, назначенным Канцелярией Международного Совета китайского языка, я в вопросно-ответной форме подробно расскажу, что же представляют собой Институты Конфуция.

Чем занимаются Институты Конфуция?

Свою деятельность Институты Конфуция начали в 2004 году и существуют уже на протяжении 15 лет. 15 лет назад таких масштабов и такого влияния как сейчас они не имели.

Основатель Институтов Конфуция — Канцелярия Международного Совета китайского языка (сокр. Ханьбань), учрежденная в 1987 году. Ниже приводится официальная информация Ханьбань:

Ханьбань — бюджетная организация, которая непосредственно подчиняется Министерству образования КНР, ее цель — обеспечить весь мир учебными материалами и услугами, связанные с китайским языком и культурой, максимально удовлетворить спрос изучения китайского языка за рубежом, внести вклад в совместное развитие культурного многообразия и создание мира, в котором царит гармония.

Глядя на эту аннотацию, можно увидеть, что функция Ханьбань проста — преподавание китайского языка.

Это также видно и из объяснения основных функций Институтов Конфуция:

Преподавание китайского языка для всех слоев населения; подготовка преподавателей китайского языка; проведение экзаменов на знание китайского языка и аттестации преподавателей; предоставление информации об образовании в Китае, культуре, экономике и обществе; проведение исследований современного Китая.

Проще говоря, деятельность направлена на более эффективное изучение китайского языка за рубежом. Несмотря на то, что в СМИ Институты Конфуция всегда фигурируют в рамках культурных мероприятий, однако вышеперечисленные основные функции Институтов остаются без внимания.

Почему международное сообщество намерено активно противодействовать Институтам Конфуция?

В первую очередь, с наиболее макроскопической точки зрения, когда экономика страны будет находиться в стадии развития, то в таком случае мягкая сила государства также непременно получит соответствующий рост. Однако приблизительно в 2000 году экономика Китая перешла в этап бурного развития, но мягкая сила страны значительно повысилась вовсе не из-за развития экономики. Несмотря на то, что после официального вступления Китая в ВТО в 2001 году многие транснациональные корпорации одна за другой размещаются в Китае, и число иностранных студентов, приезжающих на обучение в Китай, ежегодно растет, тем не менее, это все еще далеко от идеи о зарождении мощной мягкой силы.

Так как же увеличить мягкую силу Китая? Наилучший способ — усиленное развитие индустрии культуры: индустрия культуры способна значительно усилить влияние собственной культуры за рубежом, принести огромную экономическую пользу, и это является наилучшей стратегией по увеличению мягкой силы.

Есть три примера успеха зарубежных стран в этой сфере: американский голливудский кинематограф, японское аниме и кумиры Южной Кореи. Например, мировой кассовый сбор американского фильма «Мстители: Война бесконечности» всего лишь за 11 дней достиг отметки одного миллиарда долларов. Кроме этого, он также познакомил весь мир с Капитаном Америкой и с духом «свободной демократии» США.

Развивать индустрию культуры, несомненно, стоит, однако создание целостной и законченной системы индустрии культуры — не дело одной минуты. Что в таком случае делать другим странам?

Для популяризации собственных языков и культур европейские государства открыли в других странах некоммерческие организации по изучению языков, например, известный Институт имени Гете (Германия), Институт Сервантеса (Испания), Альянс Франсез (Франция) и многие другие. Хотя число студентов таких центров не сопоставимо с группами, на которых оказывает влияние индустрии культуры, все же это лучше, чем ничего. Но в целом, многие, кто может выучить второй иностранный язык, происходят из семей-представителей верхнего класса своего общества, и предлагается больше помощи для того, чтобы они изучали язык. С точки зрения государства, это является очень прибыльным делом.

После внимательного изучения и рассмотрения вышеупомянутых институтов руководство Ханьбань приняло решение об учреждении Института Конфуция — мы можем заметить, что Институт Конфуция назван таким же образом, как и Институт имени Гете, и Институт Сервантеса.

Говоря об Институте Конфуция, нельзя не упомянуть о Сюй Линь — бывшем директоре Ханьбань. Мне довелось столкнуться с ней лишь дважды. По словам сотрудников Ханьбань, Сюй Линь обладает решительным характером и знает, как нужно работать, поэтому, вступив в должность, важнейшим приоритетом своей работы она сделала Институт Конфуция, и в том же году в Южной Корее Сюй Линь открыла первый Институт.

Проще говоря, модель Институтов Конфуция основывается на сотрудничестве с иностранными университетами, при открытии учебного центра возникает следующее: нет преподавателя — Институт Конфуция направляет его; нет учебных материалов — Институт Конфуция обеспечивает учебными материалами. И зарубежные институты невероятно от этого рады: можно открыть специальный центр китайского языка, сократив основные расходы вдвое — так почему бы не воспользоваться такой возможностью?

Благодаря стараниям Ханьбань, Институт Конфуция стал главной стратегией распространения китайской культуры за рубежом. Когда китайцы, сплотившись, претворяют в жизнь крупные начинания, масштабы результатов поражают! По состоянию на 31 декабря 2018 года, в 154 странах (регионах) открыто 548 Институтов Конфуция и 1193 Кабинета Конфуция.

Каково значение и роль Институтов Конфуция?

Я преподаю 15 лет, и за это время я обучил более двух тысяч иностранцев, довелось работать с разными людьми. Семь-восемь лет назад свое впечатление о Китае большая часть иностранцев формировала главным образом на основе трех источников: сообщения в прессе; китайские эмигранты; фильмы Гонконга.

Среди них есть довольно много стереотипов о китайцах, в том числе (но не ограничиваясь):

  1. Все китайцы едят собак, а еще могут съесть своего питомца.
  2. Все китайцы владеют Кунг-фу и кажется, что они будто летят, а не идут по дороге.
  3. Многие китайцы бездумно относятся к деньгам, они как безумные скупают все подряд в дорогих магазинах.
  4. У китайцев очень маленькие глаза.
  5. У китайцев совсем нет свободы.

Если все еще сложно представить, то вновь посмотрите прошлогоднюю рекламу D&G, оскорбляющую Китай. Она — полное собрание всех стереотипов иностранцев о китайцах. Многие иностранцы почти никогда не сталкивались с китайцами, а даже если и общались, то лишь поверхностно.

Сейчас иностранцы, приходя в Институт Конфуция, видят перед собой преподавателя китайского языка, лицо которого озаряет улыбка, и они начинают осознавать, что китайцы — такие же обычные люди, как они сами, что им свойственна и радость, и печаль. В процессе изучения китайского языка в них зарождается интерес к китайской культуре, после чего они едут учиться в Китай, занимаются международной торговлей или даже отправляются работать в китайские компании. В этом как раз и есть самое большое значение Институтов Конфуция.

Кроме этого, говоря о распространении языка за рубежом, те, кто могут позволить себе изучение языка, в основном являются представителями местной элиты, и Институты Конфуция в значительной степени повышают их симпатию к Китаю, что в будущем принесет большую пользу. Например, бывший президент Эфиопии Мулату Тешоме в 1976 году отправился за счет государства учиться в Пекинский университет языка и культуры и Пекинский университет. По-китайски он говорил хорошо, и став чиновником после возвращения на родину, он оказал большое содействие развитию отношений между Эфиопией и Китаем.

Сейчас Институты Конфуция стали важным звеном национальной стратегии «Один пояс, один путь».

Преподаватели Института Конфуция — кто они?

В Институтах Конфуция две основные группы преподавателей:

  1. Волонтеры: обычно это студенты или аспиранты, которые изучают преподавание китайского языка как иностранного, педагогику, китайский язык и литературу. Перед началом работы они должны пройти отборочные испытания, которые проводят Ханьбань, после которых необходимо пройти комплексную трехмесячную подготовку.
  2. Преподаватели, которые отправляются работать за границу при поддержке государства: как правило, они работают в университетах, средних и начальных школах. Так же как и волонтеры, перед работой им необходимо пройти отбор и подготовку.

Таким образом, основу составляет «регулярная армия». Обычно среди тех, кто уезжать работать, большую часть составляют студенты и аспиранты факультетов преподавания китайского языка как иностранного.

Моя специальность — преподавание китайского как иностранного, и основу моего обучения в университете составляли: современный китайский язык, вэньянь, история китайской литературы, бизнес английский, методика преподавания китайского языка как иностранного, введение в преподавание китайского языка как иностранного, педагогическая психология, лингвистика. Обычно все эти курсы еще раз зачитываются специалистами и учеными в Институте Конфуция на подготовительном этапе. Вместе с этим в зависимости от реалий в конкретной стране назначаются преподаватели для обучения языку меньшинств.

Насколько мне известно, в обществе существует два ошибочных мнения о преподавателе китайского языка: первое - китайский язык может преподавать любой желающий, второе — достаточно хорошо знать английский, чтобы преподавать китайский.

В действительности, хороший преподаватель китайского языка должен не только много учиться и иметь длительный практический опыт преподавания, также необходимо владеть методикой обучения китайскому языку, которая стремительно развивается.

Что касается английского языка, то на занятии преподаватель китайского языка должен стараться не говорить по-английски, в противном случае студенты могут подать жалобу, и руководство усомнится в том, что вы можете преподавать. То есть объяснение материалов занятий без использования английского языка, успешное выполнение задач учебного плана — все это стало серьезной проблемой, с которой столкнулись все преподаватели китайского языка.

Что входит в ежедневные обязанности преподавателей Институтов Конфуция?

Самое главное — преподавание китайского языка. Если разделить этот процесс на несколько частей, то можно преподавать более эффективно и более интересно.

К повседневным задачам преподавателя Института Конфуция относятся: подготовка к занятию, его проведение, проверка домашнего задания, проведение экзаменов, контроль студентов. Можно сказать, что все это позволяет осуществлять более эффективное преподавание китайского языка.

Также есть и обязанности, связанные с организацией мероприятий для студентов: часть из них проводится в аудиториях, например, проведение уроков каллиграфии, мастер-классов по вырезанию из бумаги, посещение студентами китайского ресторана. Другая часть представляет собой мероприятия, организованные по запросу Института: преподаватели должны организовать студентов для проведения фестивалей, подготовить участников для выступления на конкурсе «Мост китайского языка», организовать проведение караоке на китайском языке и многое другое.

По правде сказать, я никогда не считал, что культурная деятельность должна быть первостепенной задачей Института Конфуция. Вполне возможно это происходит потому, что многие директора Институтов Конфуция предпочитают делать упор на традиционную китайскую культуру ввиду нехватки научной квалификации или исходя из собственных интересов. Но более вероятная причина заключается в том, что громче заявить о себе в местных СМИ можно только организуя культурные мероприятия. В этом направлении легче продемонстрировать свои сильные стороны, и сейчас культурная деятельность вышла на первый план.

Часто преподаватели Институтов Конфуция делятся со мной, говоря, что культурных мероприятий проводится слишком много и что и преподаватели, и ученики, которые участвуют в их организации, находятся на пределе своих сил. К тому же в ходе их организации очень легко возникают проблемы межкультурной коммуникации. Я надеюсь, что этот вопрос удастся урегулировать.

Что преподают в Институтах Конфуция?

В двух словах — преподают китайский язык, основой является язык, а культура его дополняет.

Студентам начального, среднего и продвинутого уровня — всем им предоставляются соответствующие учебные материалы: материалы общего содержания, для аудирования, разговорной практики, письма и чтения. В настоящее время популярной концепцией преподавания в стране является всестороннее развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма, но материалы общего характера также продолжают быть довольно популярными.

Если посмотреть на это с другой стороны, то большой популярностью пользуются курсы подготовки к HSK (экзамен на уровень владения китайским языком), курсы делового китайского, разговорная практика повседневного китайского языка для начинающих.

Что касается конфуцианской культуры, о которой говорят за рубежом, то чаще всего, если про нее и заходит речь на занятиях для начинающих и продолжающих, то, как правило, это представляет собой краткое введение, которое длится максимум десять минут. Если посвящать этому больше времени, то темп обучения быстро замедлится. На занятиях продвинутого уровня, если студенты обладают знаниями в области китайской культуры или древнекитайского языка, то здесь изучение конфуцианских канонов становится неотделимой частью учебного процесса. 

Из-за объемов содержание учебной программы невозможно рассказать более детально, поэтому я прикрепил скриншоты страниц из учебного пособия, чтобы вы сами во всем убедились.

Связаны ли Институты Конфуция с «культурной промывкой мозгов»? Как поступить, если вы столкнулись с проблемами политического характера?

Этот аспект всегда был самым глубоким недопониманием Институтов Конфуция внешним миром.

Фактически, от преподавателей Институтов Конфуция первым делом требуют избегать возникновения идеологических проблем. Что еще более важно, они не могут заниматься по отношению к студентам культурной промывкой мозгов.

Культурная идентичность — то, что преподаватели Институтов Конфуция подчеркивают больше всего. Она основана на стремлении к поиску точек соприкосновения при сохранении различий. Говоря о культурных обычаях других государств, даже если китайцам сложно принять их, преподаватели Институтов Конфуция не должны давать каких-либо оценок.

Преподаватели Институтов Конфуция умеют обходить неудобные темы, когда речь заходит о чувствительных политических вопросах.

Например, когда я занимаюсь подготовкой преподавателей, я занимаюсь обучением новых преподавателей, когда студент задает вопрос о Тайване или Тибете, вы можете поступить следующим образом:

  1. Выразить свое мнение: «Будучи китайцем, я считаю, что Тайвань и Тибет являются частью Китая».
  2. Избежать ответа: «Этот вопрос никак не связан с темой занятия, давайте рассмотрим следующий».
  3. Если студент продолжает добиваться ответа, скажите ему, что обсудите его вопрос после урока.
  4. Если после занятия студент по-прежнему акцентирует свое внимание на том, что не связано с изучением китайского языка, то не следует затрагивать этот вопрос.

В большинстве случаев преподавателям Институтов Конфуция как во время аттестации, так и во время прохождения подготовки говорят о необходимости уважать идеологии и культуры других государств. Во многих случаях это кажется «запугиванием», однако есть и исключения из правил, в частности, когда сами преподаватели подвергаются расовой дискриминации: как только они сталкиваются с ней, например, когда слышат в свой адрес «вы, китайские свиньи» или «я думаю, что всем китайцам недостает ума», то преподаватели должны сообщить о произошедшем директорам Институтов Конфуция в Китае и за рубежом.

Институты Конфуция не находятся под контролем местного правительства? Они занимаются шпионажем?

Правила Института Конфуция четко определяют, что местные законы и правила должны быть соблюдены. Если бы Институты не находились под контролем местного правительства, то вряд ли бы удалось открыть более 500 Институтов по всему миру. Фактически, когда Институт Конфуция общается с местным правительством, то со стороны последнего всегда ощущается стремление «запугать».

Еще более голословно утверждение о «шпионаже». Студенты, изучающие китайский язык — вот те, с кем непосредственно взаимодействуют преподаватели, или еще с коллегами с факультетов китайского языка местных университетов. Я не думаю, что преподаватель китайского языка может предоставить какую-либо ценную информацию.

Почему Америка хочет закрыть Институты Конфуция?

Уже очень много объяснений было сделано с точки зрения политики и экономики, я буду рассматривать этот вопрос с точки зрения науки.

Весьма шокирует тот факт, что преподавание китайского языка как иностранного началось именно США началось раньше, и там появилось много специалистов, которые долгое время в своей стране находились под давлением на академическом уровне. Господин Чжао Юаньчжэнь —признанный основоположник преподавания китайского языка как иностранного и один из четырех преподавателей древней китайской литературы университета Цинхуа — является и одним из основоположников преподавания китайского языка в Америке.

Преподавание китайского языка как иностранного языка возникло в США во время Второй мировой войны. В ответ на военные действия, которые развернулись на Тихом океане, Гарвардский университет ввел особый курс военного китайского языка и пригласил Чжао Юаньчжэня преподавать язык. Преподавание китайского языка как иностранного внутри Китая возобновилось только после начала политики реформ и открытости.

Сейчас между методикой преподавания китайского языка как иностранного, которой пользуются главные университеты Соединенных Штатов, и теоретическими основами Китая существуют значительные отличия. Теоретической основой американской методики является аудирование и чтение, преподавание уже образовало «североамериканскую модель преподавания китайского языка», в то время как теоретическая основа Китая базируется на функциональном подходе, и такая концепция сильно отличается от американской.

Проще говоря, американская концепция преподавания — элитарное обучение, которое включает в себя поиск лучших студентов, методов обучения, наиболее подходящих для элиты, лучших учителей, которые бы в кратчайшие сроки помогли студентам освоить китайский язык. В настоящее время в Гарвардском университете, Принстонском университете и Йельском университете есть программы, связанные с китайским языком, давление во время учебы невероятно велико, и те, кто в состоянии остаться на плаву — элита общества.

В Китае же преподавание китайского языка как иностранного доступно для студентов всех стран вне зависимости от уровня. В последние несколько лет уровень преподавания в Китае растет быстрыми темпами, достаточно большое внимание уделяется использованию языковых функций, также очень много уделяется внимания комплексному развитию навыков аудирования, говорения, чтения и письма.

Почему мы часто слышим о том, что Соединенные Штаты хотят закрыть Институты Конфуция? Даже если Америка закроет Институты Конфуция на своей территории, то это никак не скажется на преподавании китайского языка в ее университетах. Это одна из причин, почему Америка «действует без опасений».

Каков вектор распространения китайской культуры? Как следует распространять китайский язык?

Я всегда считал, что настоящее продвижение культуры какой-либо страны должно опираться на потенциал роста культуры индустриализации и глобальные механизмы распределения. В определенный исторический период Институты Конфуция, являясь основной силой распространения культуры, в конечном итоге значительно поспособствуют распространению культуры на международном уровне, одновременно с этим подвергаясь большой критике. 

Почему в Великобритании и в Америке нет организаций, похожих на Институты Конфуция? Потому, что сейчас английский язык — язык, на котором говорит весь мир, в американской культуре достаточно центростремительной силы, вся популяризация культуры сводится к зарабатыванию денег, и повышение цен не является препятствием для людей, которые хотят выучить английский язык.

В 2016 году директор Сюй Линь ушла на пенсию, оставив 500 Институтов Конфуция и более тысячи Кабинетов Конфуция. К этому времени уже сформировался единый глобальный центр преподавания и распространения китайского языка, и создание инфраструктуры Институтов Конфуция было в основном завершено. Я верю, что в будущем Институты Конфуция еще долго будут продолжать играть свою роль, но я так же считаю, что им все же следует отказаться от распространения китайской культуры в качестве главного направления их деятельности.

Такой подход основан главным образом на трех следующих причинах:

  1. В настоящее время культурная индустрия Китая находится на подъеме: в области кино и телевидения, например, вышедший в этом году в прокат фильм «Странствующая земля», в центре которого находится китайская культура, по всем параметрам уже может быть сопоставим с голливудскими картинами. Игровая индустрия Китая занимает первое место в мире, анимационная индустрия тоже стремительно развивается.
  2. Преподавание языка может быть главным направлением деятельности только при коммерциализации в долгосрочной перспективе, полагаться на государственную политику и финансирование по модели «большого скачка» не самая хорошая стратегия. Только при ориентированном на рынок преподавании языка можно лучше и с большей продолжительностью удовлетворять еще больший спрос на изучение китайского языка.
  3. Начиная с прошлого года, постоянно увеличивается инвестирование в приложения, созданные для преподавания китайского языка. С развитием технологий традиционное обучение может быть постепенно вытеснено обучением онлайн. Если заглянуть в будущее, то в ближайшие 20 лет велика вероятность, что будет реализован синхронный фонологический перевод.

Институты Конфуция созданы для преподавания китайского языка, и понимания их как «шпионских организаций» не только «порочит» нормальный культурный обмен между Китаем и иностранными государствами, но и ставит под сомнение собственных учеников, и в большей степени является проявлением недоверия к самому себе. Как учитель, который много лет занимается преподаванием китайского как иностранного, я надеюсь, что в будущем, будь то при помощи Институтов Конфуция или других способов продвижения культуры, все мы сможем отыскать благоприятный путь развития.

Обсудить
Рекомендуем