Корреспондент (Украина): греческие церкви отказали Варфоломею в поддержке его вторжения на Украину

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Предстоятели Греческих церквей собрались на Кипре, чтобы обсудить проблемы, которые возникли после дарования автокефалии Православной Церкви на Украине. В частности, участники встречи призвали все стороны украинского конфликта работать над вопросом защиты верующих и храмов. Древнейшие патриархаты указали также более молодому Константинополю на антиканоничность «восточного папизма».

18 апреля предстоятели древнейших церквей Патриарх Александрийский Феодор, Патриарх Антиохийский Иоанн, Патриарх Иерусалимский Феофил прибыли на Кипр, дабы обсудить ситуацию, сложившуюся с последними деяниями предстоятеля более молодой структуры — Экуменического «патриархата» (по определению Священного синода РПЦ, Экуменический патриархат поставил себя вне канонического поля Православия, а потому берётся нами в кавычки). В Никосию владыки прибыли по приглашению Архиепископа Хризостома, предстоятеля Кипрской церкви, которая в настоящем качестве хотя и является ровесницей некогда Вселенского патриархата, но как епархия Антиохийской церкви была образована гораздо раньше.

Как сообщается в коммюнике по итогам встречи, предстоятели «обсудили проблемы, которые возникли после дарования автокефалии Православной Церкви на Украине». В частности, участники встречи «призвали все стороны украинского конфликта работать над вопросом защиты верующих, а также святых храмов и монастырей от захватов и любых насильственных действий, откуда они не исходили бы».

Но может ли констатация «дарования автокефалии Православной Церкви на Украине» означать её признание предстоятелями древнейших церквей? Ответ дан буквально в следующем предложении коммюнике: патриархи поддержали «посредническую инициативу, с которой в свое время выступил Блаженнейший Архиепископ Кипра».

Упомянутая посредническая инициатива была проявлена предстоятелем Кипра два месяца назад. Так, в коммюнике заседания Кипрского синода от 18 февраля говорится: «Кипрская Церковь оставляет себя в распоряжении всех заинтересованных в примирении Церкви».

Речь идёт о том самом коммюнике, где также указывается: «Двухтысячелетний опыт Кипрской Церкви, и всей Православной Церкви в целом, дает нам основания сомневаться в возможности узаконивания "задним числом" тех хиротоний, которые были совершены запрещенными, отлученными и подданными анафеме епископами. Запрет, отлучение и анафему отдельных лиц, которые стали инициаторами украинского кризиса, признали все православные… Если мы будем искренне следовать изложенным принципам и проявим готовность соответствовать канонам Православной Церкви, то не только украинская проблема, но и все другие вопросы, которые приносят трудности Церкви, будут решены».

А ещё за месяц до того, как сообщал Фонд стратегической культуры, владыка Хризостом заявил, что никакого «митрополита Епифания» он на литургии не поминал и поминать не намерен. «На данный момент, тем не менее, я вижу, что украинский народ не пошёл [на автокефалию]», — заметил также архиепископ Кипра.

Что же касается предстоятеля второй в диптихе поместных церквей Александрийской церкви, то совсем недавно — 6 апреля — он поделился с представителями МИД Украины беспокойством «относительно того, насколько выдача Стамбулом "томоса" Украине была продуманным с учетом интересов [всей] Православной Церкви».

Третья в диптихе Антиохийская церковь ещё в октябре 2018 г. заявила, что «отвергает принципы утверждения новой Церкви в пределах канонических границ существующих патриархатов или автокефальных церквей»: «Антиохийская церковь устами её отцов утверждает, что любое предложение для решения проблемы получения автокефалии для определённой Церкви должно быть согласно с православной экклесиологией и с принципами консенсуса, достигнутыми ранее всеми Церквами, то есть согласованно с Церковью-Матерью или по согласию всех Православных Церквей с этим предложением». Как известно, все эти принципы Экуменический «патриарх» попрал. Поэтому уже в январе Антиохийский патриарх, принимая российских парламентариев, заверил: «Мы глубоко переживаем из-за сложившейся ситуации и полностью поддерживаем вас в этом вопросе». А в феврале, уже с амвона Храма Христа Спасителя в Москве призвал мировое православие «возвысить свой голос против беззакония Константинопольского патриархата».

Исторически первая церковь — Иерусалимская — высказалась относительно деяний Фанара (и роли в этих деяниях США) также недвусмысленно. «Мы молимся за нашего собрата Блаженнейшего митрополита Онуфрия и многострадальный народ Украины, — сказал патриарх Феофил, принимая паломников из Запорожской епархии. — Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное Тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков — признаки такого процесса… Держитесь своего Предстоятеля, не только находите успокоение в его молитвах, но будьте его помощниками и сомолитвенниками, подражайте ему в твёрдости веры». Пусть произнесено это было ещё в сентябре прошлого года, но с тех пор данная позиция была проявлена как в отказе принять Порошенко, так и в последующем вскоре награждении Золотым Крестом Высшего таксиарха рыцарей Гроба Господня Вадима Новинского — известного благотворителя УПЦ (МП) и последовательно противника «томоса», считающегося личным врагом Порошенко и перебежавшего в «СЦУ» бывшего епископа Драбынко.

Всё это означает, что интерпретировать коммюнике встречи четверых предстоятелей, как признание «автокефалии СЦУ», не представляется возможным. Тем более — на фоне предупреждения о «недопустимости захватов храмов и насилия над общинами». В данном случае оговорка «откуда бы они не исходили» — не более чем дипломатический приём, ибо даже «свидетели томоса» не могут привести ни единого факта захвата храмов, построенных общинами «Киевского патриархата» или «УАПЦ».

Немаловажен и выраженный в коммюнике встречи предстоятелей и призыв к «достижению евхаристического единства, проявляющегося в руководстве Церковью Иисусом Христом». Это более чем прозрачный намёк на папистские амбиции «Экуменического патриарха». Под шумок «украинской кампании» последний присвоил себе права «первого по власти», тогда как по канонам Глава вселенской Церкви (мирового Православия) единственно Иисус Христос.

Таким образом, можно констатировать, что «греческое православие» (к которому наряду с вышеупомянутыми церквами принадлежал и Экуменический «патриархат»), не поддержало антиканонические действия своего недавнего собрата.

Даже собственно греческая Элладская церковь (особо близкая к Константинополю) в который раз отложила рассмотрение «украинского вопроса», и это несмотря на прямые призывы Экуменического «патриарха» в скорейшее время признать «Святейшую церковь Украины».

Ещё в январе — сразу после выдачи «томоса об автокефалии СЦУ» — тогдашний «экзарх Константинополя на Украине» пророчил «СЦУ» скорейшие признания: «Это займёт месяц-полтора. Теперешние греческие церкви и румыны будут одними из первых, а дальше уже процесс пойдёт».

Как сообщал Фонд стратегической культуры, даже несмотря на конфликт между Румынской церковью и РПЦ по поводу принадлежности канонической территории Молдавии, румынский синод уже дважды подтверждал отказ украинским самочинным сборищам в признании.

Обсудить
Рекомендуем