Asahi (Япония): перспективы путинских проектов перестройки России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Японский корреспондент размышляет в «Асахи» о перспективах крупных проектов, которые даже можно назвать «программой государственной перестройки» России. В целом он положительно оценивает тот факт, что администрация Путина осознает стоящие перед Россией задачи. Но сумеет ли Путин подвести итоги в мае 2024 года? Мититака Хаттори сомневается.

Крупные проекты на сумму 45 триллионов йен

Знаете ли вы, что сейчас в России реализуются крупные проекты, которые можно назвать «программой государственной перестройки»? Так называемые национальные проекты.

Президент Путин, 7 мая 2018 года начавший свой четвертый срок, издал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Тем самым он наметил политический курс на ближайшие шесть лет.

В нем он определил 12 приоритетных направлений и объявил о реализации соответствующих национальных проектов. Кроме того, был выработан план модернизации и расширения инфраструктуры на период до 2024 года, хотя он и не считается национальным проектом.

Список национальных проектов приведен в таблице ниже. Они должны быть воплощены в жизнь до 2024 года. Если обобщить бюджеты 12 национальных проектов и плана модернизации инфраструктуры, сумма составит 25,7 триллиона рублей (примерно 45 триллионов йен). Это превышает годовой бюджет России. При этом будут привлечены не только государственные фонды, но и частный капитал, доля которого составит 29% от общей суммы.

«И люди, и бетон»

Администрация Путина определила 12 национальных проектов и бросила все силы на их реализацию. Другими словами, для России они являются неотложными задачами. Это означает, что Кремль понимает: если этого не сделать, Россия не станет страной первого эшелона.

Итак, подведем итоги, какие же конкретные задачи ставит перед собой каждый из национальных проектов.

Здравоохранение: понижение смертности, решение проблемы нехватки кадров в медицинских учреждениях, периодический медицинский осмотр, возможность получения базовой медицинской помощи по доступной цене.

Образование: добиться того, чтобы российское образование было конкурентоспособным на международном уровне, в частности, войти в мировую десятку по качеству среднего образования.

Население: увеличить среднюю продолжительность жизни до 67 лет, повысить коэффициент рождаемости с 1,62 до 1,7 к 2024 году, поднять процент спортивного населения с 36,8% до 55% к 2024 году.

Культура: увеличить количество пользователей культурных учреждений, создать креативные условия для культуры народа, расширить цифровую информацию в области культуры.

Безопасные и качественные дороги: ремонтировать некачественные дороги. Снизить количество жертв ДТП с 13 на каждые 100 тысяч человек до четырех человек.

Городская среда: предоставить народу доступное жилье, включая ипотеку, а также улучшить городскую среду и реализовать концепцию «умный город».

Экология: очистить пригород от незаконно выброшенного мусора, ликвидировать опасные с экологической точки зрения объекты, построить мусороперерабатывающие заводы, снизить объемы вредных выбросов в атмосферу, добиться большего распространения качественной питьевой воды, воспроизводить леса и предотвращать лесные пожары.

Наука: войти в пятерку мировых лидеров по количеству заявок на объекты интеллектуальных прав и повысить процент научных разработок, сделать привлекательными российские НИИ как для российских, так и для иностранных ученых.

Поддержка малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей: увеличить количество россиян, работающих в малом и среднем бизнесе, с 19,2 миллиона человек до 25 миллионов к 2024 году. Расширить долю малого и среднего бизнеса в ВВП, а также поднять процент экспорта, приходящегося на него.

Цифровая экономика: в течение шести лет расширить в три раза бюджет на развитие цифровой экономики, к 2024 году увеличить количество семей, подключенных к широкополосному интернету, с 72,6% до 97%, к 2024 году довести долю России в области мирового хранения и обработки данных до 5% (в настоящее время 0,9%).

Производительность труда и обеспечение занятости: за ближайшие шесть лет увеличить производительность труда в секторе промышленности, не связанной с природными ресурсами, на 9%.

Международное сотрудничество и экспорт: в связи с тем, что в настоящее время в российском экспорте есть крен в сторону нефти и газа, к 2024 году увеличить объем экспорта неэнергетической продукции с 149 миллиардов долларов до 250 миллиардов; также расширить экспорт услуг с 64 миллиардов долларов до 100 миллиардов.

И наконец, что касается модернизации и расширения инфраструктуры на период до 2024 года, которые также позиционируются на одном уровне с национальными проектами, то упоминаются федеральные планы строительства транспортной и другой инфраструктуры, а также энергетических объектов.

Все это задачи и цели национальных проектов. На четвертом сроке администрации Путина акцент смещен на «людей»: здравоохранение, семья, образование и взращивание кадров. Все эти сферы отражены в национальных проектах.

Между тем в инфраструктурных проектах также речь идет о крупномасштабных госинвестициях. В Японии была партия, которая провозгласила переход от «бетона к людям», однако сейчас администрация Путина учитывает и то, и другое.

Беспокоят непрерывность и согласованность политики

Можно высоко оценить тот факт, что администрация Путина осознает задачи, стоящие перед Россией, и избирательно подходит к их решению. 12 тем национальных проектов выглядят вполне убедительно.

Тем не менее беспокоит проблема, которая заключается в непрерывности и согласованности мер. Во время третьего срока Путина, с 2012 по 2018 год, в основе лежали не национальные проекты, а государственная программа. После непростого обсуждения в конечном итоге было принято 44 государственные программы.

Кстати, государственные программы были разделены на пять областей: новый уровень жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, обеспечение безопасности, сбалансированное развитие регионов и эффективное государство.

На самом деле, эти программы существуют и по сей день, более того, сроки их реализации были продлены.

В 2018 году, в конце третьего срока, администрация Путина должна была подвести итоги 44 государственных программ. Тем не менее Путин ушел на четвертый срок, не сделав этого.

Более того, были предложены новые национальные проекты, несмотря на то, что государственные программы не были реализованы полностью. «Национальные проекты — это частично новые меры, однако часть из них — это переформатированные существующие госпрограммы», — отмечают некоторые российские эксперты.

Национальные проекты были представлены с большой помпой, однако подведет ли Путин их итоги в мае 2024 года? Будет хорошо, если их вновь не сменят очередные политические меры.

Обсудить
Рекомендуем