The Atlantic Council (США): почему нам нельзя забывать об Украине

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
«Путинизм», «авторитарный и клептократический сосед», «имперские амбиции России», — вот, оказывается, что мешает Украине отказаться от советского прошлого, победить коррупцию и встать на светлый путь либеральной демократии в сочетании с капиталистической экономикой. В общем, эксперт «Атлантик консул» Фрэнсис Фукуяма, занимающийся вопросами борьбы с коррупцией на Украине, не находит ничего лучшего, чем вновь прибегнуть к антироссийской риторике.

Воздействие, которое мы можем оказать на формирование таких институтов, как современное государство, диктатура закона и демократия, ограничено. Область, в которой это проще всего сделать, — это третья категория, то есть строительство демократии. Строить институты первых двух категорий — современное государство и истинная диктатура закона — гораздо сложнее, и именно эти области являются настоящими препятствиями в процессе модернизации политических систем многих стран, включая Украину. Причина, по которой сделать это так сложно, заключается в том, что в этих двух категориях речь идет главным образом о власти. Если проводить выборы, то старая гвардия может решить, что мы их обыграем. Мы знаем, как выдвигать кандидатов, мы умеем соперничать, мы можем защищать наши интересы. Но, если вы хотите построить современное государство, это совсем другая задача. Если вы хотите иметь диктатуру закона, которая распространяется на всех влиятельных людей в обществе, сделать это еще сложнее, потому что в этом случае вы фактически заставляете их отказываться от власти.

Масса продиктованных лучшими побуждениями попыток иностранных правительств и спонсоров повлиять на этот процесс обернулись разочарованием, особенно в области борьбы с коррупцией, которую я подробно исследую. Коррупция существует, потому что правящая элита не заинтересована в том, чтобы что-то менялось. Элита любит статус кво. Таким образом, чтобы изменить систему, нужна власть. Люди, которые не коррумпированы и которые хотят выстроить современную систему, должны получить власть. Этому можно способствовать, создав соответствующие инструменты поощрения и воздействия: можно создать антикоррупционные суды, специальных прокуроров и тому подобное, чем Украина уже занялась. Можно увеличить оплату труда чиновников, чтобы им не хотелось брать взятки. То есть предпринять какие-то меры, имеющие отношение к мотивации людей.

Однако хорошее во всех отношениях правительство — это не просто структура, основанная на системе поощрений и побудительных мотивов. Это вопрос человеческого капитала. Именно поэтому модернизация государства во многих странах занимает так много времени — по сути, это образовательный проект. Все сводится к навыкам и знаниям, а также уровню образования тех людей, которые находятся в правительстве или которые приходят в правительство, а это уже долгосрочный проект.

Все эффективные государственные аппараты — в Великобритании, Франции, Германии, США, Японии — были связаны с реализацией масштабных образовательных проектов, в рамках которых системы образования совершенствовались ради того, чтобы сформировался целый класс людей, способных работать в государственном аппарате, способных заниматься политикой и управлять страной. К примеру, реформы Штейна и Гарденберга (Stein-Hardenberg) в Пруссии после поражения, нанесенного ей армией Наполеона, были тесно связаны с реформой системы немецких университетов Вильгельма фон Гумбольдта (Wilhelm von Humboldt). Реформы Норткота-Тревельяна (Trevelyan-Northcote) в Великобритании были связаны с реформами в Оксфорде и Кембридже. В основу движения американских прогрессивистов лег закон Моррилла (Morrill), обусловивший создание целого ряда университетов, где готовили агрономов и специалистов, способных работать в американском государственном аппарате. Это наблюдение касательно связи между образованием и модернизацией государства привела меня к мысли о том, какую роль я как исследователь мог бы сыграть в этом процессе.

Я наблюдал за тем, как иностранные организации пытаются повлиять на формирование системы краткосрочных побудительных мотивов в разных странах. Если после двух десятилетий борьбы с коррупцией сделать шаг назад и оглядеться, вы увидите определенные небольшие победы, но в целом результаты оказались далеко не впечатляющими. С другой стороны, сейчас мы можем помочь создать новое поколение профессионально подкованных, современно мыслящих людей.

Я часто езжу на Украину. Помимо программы «Развивающиеся лидеры» (Emerging Leaders Program), я работаю над программой «Академия лидерства в целях развития» (Leadership Academy for Development), которую мы реализуем при поддержке Центра международного частного предпринимательства (Center for International Private Enterprise), где мы готовим реформаторов. Мы надеемся создать сеть и новое поколение молодых украинцев, нацеленных на реформы. Каждый раз, когда я приезжаю на Украину, меня охватывает оптимизм, потому что там я встречаю множество молодых людей, которые хотят жить в другой стране. На это потребуется много времени, но, когда эти люди вступят в игру и начнут управлять страной, Украина полностью изменится.

Последнее, о чем я скажу, — почему это так важно, почему именно Украина. В Стэнфорде мы получаем множество запросов из самых разных стран. Как только бразильцы узнали о реализации программы «Развивающиеся лидеры» на Украине, им захотелось, чтобы у них тоже была эта программа, ведь вы знаете, что Бразилия — важная страна. Конечно, важная, однако Украина имеет огромное значение для Европы. Она служит символом и играет такую геополитическую роль, которая делает ее гораздо более значимой для Европы страной по сравнению с другими постсоветскими и посткоммунистическими странами. Украина предприняла уже две попытки расстаться со своим советским прошлым, со своим авторитарным и клептократическим соседом. Этот сосед стремится всячески этому помешать. Русские хорошо понимают, насколько важно помешать Украине достичь ее цели. Успех Украины — что она способна стать демократией с реальной конкуренцией в политике, что она способна навести порядок в своей системе управления — стал ключевой линией фронта в ситуации, которая последние несколько лет складывается не слишком благополучно для демократии.

Мы наблюдали множество примеров отката назад в Восточной Европе. Самыми разочаровывающими стали примеры Венгрии, Польши, Чешской Республики, Румынии и многих других стран, в которых коррупция все еще сильна и которые делают выбор в пользу своих собственных форм путинизма. В этом смысле успехи Украины гораздо более заметны, потому что она продолжает верить, что Европа, Евросоюз, а также идея либеральной демократии в сочетании с капиталистической экономикой — это будущее и тот путь, по которому необходимо идти.

Во многих смыслах противостоять России и ее укоренившимся имперским амбициям можно, поддержав Украину, чтобы она могла достичь своей цели. Это единственное, что могут сделать западные державы, чтобы оказать Украине помощь в ее борьбе.

Обсудить
Рекомендуем