Эпопея телесети «Эйч-би-о» (HBO) послужила источником вдохновения для целого ряда президентских твитов и авторских колонок Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren), и, хотя «Игра престолов» не отличается особым разнообразием, «Черный Твиттер» (Black Twitter) уже давно пестрит интересными комментариями по поводу сериала.
Когда в прошлом месяце Трамп решил заранее отпраздновать выход отчета Мюллера (который они со сторонниками назвали «окончательной реабилитацией»), на его странице в Твиттере, излюбленной медиаплатформе президента, появился мем из «Игры престолов».
Неясно, смотрит ли этот сериал наш «омещанившийся» президент и если да, то понимает ли, о чем там речь. Можно предположить, что поклонниками сериала являются сотрудники администрации, и именно они советуют президенту (или берут эту миссию на себя) регулярно выкладывать в Твиттере фотографии, которые, в зависимости от точки зрения, выглядят то дерзко, то занудно и подписаны типичным для «Игры престолов» шрифтом без намека на иронию.
Неравнодушное отношение президента к сериалу, который по мере приближения к долгожданному финалу привлекает к себе все больше внимания (а значит, и критиканов), вероятно, не должно никого удивлять. В конце концов, у Трампа уже давно сложилась привычка набрасываться на темы, тревожащие общественное сознание.
Но, кажется, в последнее время сериал приобрел особую актуальность для правых, которые прежде сопротивлялись — вероятно, из-за печально известного инцидента с головой Джорджа Буша (насаженной на кол в одной из сцен казни). Еще в 2016 году опросы показывали, что «Игра престолов» пользуется популярностью исключительно у демократического крыла.
Сериал последовательно критикует порочность богатства (недаром Элизабет Уоррен числится среди его фанатов), его зрительская аудитория состоит преимущественно из молодежи (а также сторонников Демократической партии), и даже главный идейный вдохновитель сериала — писатель Джордж Р. Р. Мартин (George R.R. Martin) — напрямую заявлял, что сюжет можно интерпретировать как аллегорию неспособности человека справиться с изменением климата.
Так зачем же президент и его ближайшие соратники пытаются «примазаться» к сериалу? Возможно, потому, что «Игра престолов» — одна из немногих вещей (за пределами профессионального спорта), которая пользуется по-настоящему широкой популярностью, в том числе среди адептов обеих партий.
Это одна из немногих франшиз, которая благодаря обширной зрительской аудитории порождает неиссякаемый поток обсуждений и комментариев в соцсетях. Времена финальной серии «МЭШ» (M*A*S*H) давно позади: сегодня уже нет сериалов, собирающих у экранов сотни миллионов зрителей за раз. Однако вышедшая на прошлой неделе серия продемонстрировала самые высокие показатели за всю историю сериала — 18,4 миллиона зрителей. Так что «Игру престолов» можно по праву назвать блокбастером, который выделяется на сегодняшнем чрезвычайно перегруженном и разобщенном медиа-ландшафте.
И даже несмотря на вопиющую нехватку разнообразия, которой грешит сериал, «Черный Твиттер» всегда пользуется случаем пустить самую что ни на есть острую и смешную шпильку насчет неожиданных поворотов сюжета.
По мере роста популярности «Игра престолов» становилась объектом нападок со всех сторон — этой участи не избежали и другие крупные кинопроекты, охватывающие все категории зрителей, в том числе «Звездные войны» (Star Wars) и фильмы вселенной «Марвел» (Marvel).
В последние недели прозвучало много придирчивых отзывов о том, что женские персонажи сериала либо располагают слишком большой свободой (героической Арье с издевкой прочили судьбу главной «Мэри Сью»), либо наоборот (Дейнерис должна была сойти с ума из-за мальчика, как иначе?). Но все-таки даже те, кто действительно сыт сериалом по горло или только так говорит, на следующей неделе, скорее всего, захотят увидеть, чем же все закончится.
Хотя, вероятнее всего, финалом «Игры престолов» станет еще одна классическая тщательно продуманная череда сражений, именно политические козни и интриги должны оказаться наиболее актуальным наследием сериала.
Во многом напоминая первые захватывающие серии «Карточного домика» (House of Cards), сериал Дэвида Бениоффа (David Benioff) и Д.Б. Вайсса (D.B. Weiss) показывал зрителю вероломную закулисную борьбу и стратегии, которые, как предполагают — или втайне надеются — многие американцы, имеют место в реальной политике.
Теперь, когда создатели сериала отступили от оригинального текста Мартина и рискнули выстраивать сюжет самостоятельно, «Игра престолов» обрела большую поляризованность и сделалась своего рода чистым листом, который приверженец той или иной партии может интерпретировать как ему вздумается, а остальное — либо игнорировать, либо ругать без оглядки.
Некоторые считают, что заигрывания Трампа с «Игрой престолов» — приведшие «Эйч-би-о» в ярость — могут быть просто еще одним инструментом «троллинга либералов». Есть мнение, что он выставляет себя отвязным злодеем в культурных войнах собственного производства.
Как написала в прошлом году в своей колонке для «Вердж» (The Verge) Эди Робертсон (Adi Robertson): «Как и большинство постов Трампа, твит по мотивам „Игры престолов" сводится к следующему: „жди от меня неприятностей". Разве не круто?»
Между тем «Си-эн-эн» (CNN) размышляет, на каких персонажей сериала в большей степени похожи кандидаты от Демократической партии на выборах 2020 года, и предварительное одобрение, озвученное Мартином на прошлой неделе в адрес кандидата Джо Байдена (Joe Biden), бывшего вице-президента США, можно считать как минимум вожделенным правом считаться крутым.
Мартин, назвавший Трампа «пятном позора» на Белом доме, считает Байдена «человеком, способным победить Трампа и стать по-настоящему хорошим/великим президентом».
Завершение сериала по мотивам его книг ознаменует собой то, что один из автором журнала «Валчер» (Vulture) Мэтт Цоллер Зайтц (Matt Zoller Seitz) назвал «эпохой телевидения как эпического всеобщего путешествия». Целевая аудитория шоу вручения наград, вроде премии «Оскар», год от года сужается, и даже Супербоул утратил свой былой блеск: в феврале этого года его рейтинги упали до минимумов, не виданных в последние 11 лет.
Выйдет еще много других достойных внимания сериалов, которые будут пытаться заполнить вакуум, оставленный «Игрой престолов», но, скорее всего, их вытеснит реальная политическая борьба в преддверии выборов 2020 года — в следующем месяце, когда состоятся первые демократические дебаты, она начнется всерьез.
Ввиду растущего состава участников президентская гонка 2020 года, вероятно, потребует такого же терпения и инвестиций, какими могла похвастаться «Игра престолов», и обещает быть не менее увлекательной и сводящей с ума.
Главный вопрос «Игры престолов» нависает и над предстоящими президентскими выборами: кто займет трон? И кому из «лучших» — мужчине или женщине — достанется этот главный приз? Разумеется, несмотря на поднятую фанатами шумиху, финал «Игры престолов» не возымеет значительных последствий, чего не скажешь о ноябрьских выборах следующего года, от которых зависит не только наступление зимы, но и то, насколько долго она продлится.