Корреспондент (Украина): иерусалимский патриархат всё более поддерживает РПЦ в её противостоянии Фанару

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Иерусалим отбирает у дискредитировавшего себя Константинополя статус «первого среди равных»? Москва это только поддерживает, пишет «Корреспондент».

Семнадцатого мая митрополит киевский Онуфрий посетил предстоятеля Иерусалимской церкви. Принимая высокого гостя, патриарх Феофил III отметил: «Православная церковь всегда находится в состоянии испытаний и претерпевает гонения от мира. Сейчас и Украинская православная церковь проходит особый период в своей истории. В Иерусалимской православной церкви всегда молятся у православных святынь Святой Земли, чтобы господь хранил эту церковь и ее верных в Украине».

Таким образом, древнейший патриархат Вселенского православия молился о сохранении той церковной структуры, которая, по мнению Экуменического патриархата (т.н. Константинопольского)… не существует! Ведь по уставу «Святейшей церкви Украины» («СЦУ»), выписанном в Стамбуле, членами этой подчиняющейся Фанару «СЦУ» являются «все православные христиане Украины независимо от их национальности». То есть, места для УПЦ (МП) на Украине, согласно распоряжениям Варфоломея, нет.

Но поддержка неотъемлемой части РПЦ на Украине — не единственный демарш, совершённый на прошедшей неделе Иерусалимским патриархом по отношению к «первому по чести» Варфоломею. А ведь почти год грек Илия Яннопулос (патриарх Феофил), занявший Иерусалимскую кафедру при деятельном (мягко говоря) продвижении Фанаром, пытался отмалчиваться или отделываться весьма обтекаемыми формулировками в отношении вторжения Экуменического патриархата на каноническую территорию Московского патриархат.

Впрочем, умным (и даже не совсем) и этого хватало. Ровно год назад перманентно восторженный спикер Парубий покинул резиденцию патриарха непривычно грустным. Владыка Феофил пояснил просителю: «Политики рассматривают вопрос в своей плоскости, духовные лидеры полагаются на мудрость и вдохновение духа божьего». Это мудрствование, конечно, разительно контрастировало с весьма недвусмысленным рецептом от того же патриарха образца 2017 г.: «Наилучший способ решения церковного раскола на Украине — это восстановление единства украинского православия с Московским патриархатом». Однако и действия Феофила III в 2018 году, зная его «фанарский бэкграунд», однозначно воспринимались как отказ в поддержке авантюры своего благодетеля Варфоломея.

Ровно через месяц, не солоно хлебавши, был выпровожен из Иерусалимской патриархии и фантастический Климкин. Чтобы больше не доставали, его святейшеству пришлось в сентябре более доходчиво растолковать, что он имел в виду, просвещая весной униата Парубия: «Мы молимся за нашего собрата блаженнейшего митрополита Онуфрия и многострадальный народ Украины. Глобализация имеет своей главной целью прежде всего разрушение Православной Церкви. Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной церкви в дела другой под влиянием политиков — это признаки такого процесса».

Поэтому Порошенко решился напроситься на аудиенцию к патриарху лишь после получения «томоса», будучи вдохновлённым заверениями экзархов Стамбула о том, что «СЦУ» вот-вот признают, и первыми — церкви греческой традиции. Однако принят на Святой земле не был. Официально — по причине болезни патриарха. Хотя на следующий день владыка Феофил принял куда менее статусную делегацию паломников УПЦ (МП), а через неделю вручил церковную награду открытому и последовательному критику автофекального недержания Порошенко нардепу Новинскому.

Порошенко пришлось довольствоваться телефонным разговором, во время которого «патриарх Иерусалимский заверил, что будет молиться за мир и процветание Украины, а также за объединение украинских православных». Правда, пресс-служба Порошенко сообщает, что «было отмечено исключительную историческую важность создания канонической поместной православной церкви в Украине, что соответствует вековечным устремлениям украинского народа». Но судя по тупейшим штампам о «вікових устремліннях», отмечено это было отнюдь не «патриархом Тэофилом».
С тех пор всё застыло в ожидании развязки интриги: будет ли «СЦУ» допущена к службе на схождение Благодатного огня? Не допустили. «Мы в курсе украинских церковных проблем и вопросов, и заверяем: сослужить [представители „СЦУ"] не могут, такова позиция патриарха», — пояснил накануне представитель патриархии.

В тот же день предстоятель Иерусалимской церкви, приняв делегацию УПЦ (МП), передал «заверения в братской любви блаженнейшему митрополиту Онуфрию, епископату, духовенству и всем верующим УПЦ». Напомнив, что «признак настоящей церкви — это страдание», владыка обнадёжил гостей: «За Голгофой всегда следует Воскресение».

Но за неделю до этого Фонд стратегической культуры сообщал, что иерусалимский патриарх принял участие во встрече предстоятелей четырёх «греческих церквей». На ней, по сути, были поставлены под сомнения все деяния Варфоломея, совершённые в связи с предоставлением Украине «томоса». В том числе, наделение себя полномочиями «восточного папы.

Позицию о недопустимости папизма в православии подтвердил патриарх Феофил и на днях. Более того — он справедливо поставил под сомнение «статус матери-церкви», которым самоуправно наделил себя экуменический патриархат по отношению к более молодым церквам. Хотя «единственно церковь Иерусалимская глаголется всем церквам матерью», напоминал ещё в XVI веке русский патриарх Никон. И уж тем более для Киевской митрополии.

После того, как местная иерархия Константинопольского патриархата дружно предала православие и ринулась в Брестскую унию, именно Иерусалимский патриарх Феофан, останавливаясь в Киеве в 1617-1618 и 1620 годах во время своего путешествия в Москву и обратно, восстановил православный епископат.

Так вот, принимая 16 мая делегацию российского императорского православного палестинского общества во главе с Сергеем Степашиным, патриарх Феофил заявил: «Иерусалимская церковь как матерь всех церквей является гарантом единства православия». Что же касается «трудных времен в отношениях между Иерусалимской и Русской Церквями» (когда зависимость патр. Феофила от Варфоломея проявлялась наиболее отчётливо), то они, как заверил патриарх, лишь «испытывали наши отношения». Из этого «нужно извлечь уроки, чтобы работать над укреплением православного единства».

И это уже прямой вызов Фанару — давнему клиенту Госдепа США.

Обсудить
Рекомендуем