Президент Владимир Зеленский в своей инаугурационной речи пообещал прекратить огонь на фронте, добиться возвращения военнопленных, восстановить мир в Украине, а также начать процесс возврата утраченных территорий — Крыма и Донбасса. При этом Зеленский заверил, что сам не намерен больше терять ни пяди украинской земли. На следующий день, 21 мая, новый глава администрации президента Андрей Богдан заявил, что вопрос мирных договоренностей с РФ должен рассматриваться на референдуме. К сожалению, для нового украинского президента, он рискует не только не выполнить данные обещания, но и сильно ухудшить и без того очень сложное положение Украины.
Инаугурационную речь Владимир Зеленский произносил в присутствии народных депутатов. «Наша самая первая задача — это прекращение огня на Донбассе», — заявил, среди прочего президент.
Эти слова, как и последующие обещания — добиться возвращения военнопленных, восстановить мир в Украине, а также начать процесс возврата утраченных территорий — Крыма и Донбасса, народные депутаты встречали овациями. «Меня часто спрашивали, на что я готов ради прекращения огня… Могу заверить, для того, чтобы наши герои больше не гибли, я готов на все… Я готов терять свою популярность свои рейтинги и без колебаний готов потерять свою должность, ради того, чтобы наступил мир. Не теряя наши территории. Никогда», — заявил Зеленский.
Механизм достижения этих результатов Владимир Зеленский называл и ранее. Это выполнение Минских соглашений с реформой минского процесса. В частности, планируется начать прямые переговоры с РФ, с привлечением представителей Запада, которые могли бы гарантировать выполнение достигнутых договоренностей.
Важно отметить, что никаких других инструментов для урегулирования ситуации на Донбассе, кроме реализации Минских соглашений, сейчас просто не существует. Минск-2 — это единственная «дорожная карта», которая всерьез обсуждается всеми заинтересованными сторонами.
Поэтому, если Владимир Зеленский намерен двигаться в русле Минских соглашений, то он будет вынужден выполнить целый ряд обязательств. Минск-2 действительно предполагает прекращение огня и обмен военнопленными. Кроме этого, украинская сторона будет обязана провести местные выборы на территории ОРДЛО, обеспечить амнистию лицам, принимавшим участие в боевых действиях, а также провести конституционную реформу, закрепляющую особый статус отдельных территорий Донецкой и Луганской областей.
Взамен этого Украина сможет снова восстановить контроль над временно оккупированными территориями и над государственной границей в Донецкой и Луганской области. Если господин Зеленский действительно выполнит Минск-2, на украинской земле настанет мир. Который, к сожалению, может означать всего лишь передышку, как между Первой и Второй мировыми войнами.
Во-вторых, Россия сама не жаждет нормализации отношений с Украиной. Об этом, например, говорит совершенно враждебный указ Путина о раздаче на территории ОРДЛО российских паспортов.
В-третьих, Минские соглашения вообще не предполагают прямого диалога с РФ. В них украинская сторона обязана договариваться с лидерами незаконных «республик», которые по факту являются марионетками Кремля. Москва в данном случае готова взять на себя функции посредника, но никак не стороны конфликта, с которой необходимо вести какие-то переговоры.
Получается, что в РФ как бы подталкивают Зеленского к выполнению Минска-2. Отклонения от этого алгоритма будут наказываться и указ по о раздаче паспортов — лишнее тому подтверждение. На этом фоне какая-либо реформа Минска-2 или привлечение в этот процесс дополнительных игроков совершенно невыгодны Москве. Поэтому любые мирные инициативы Зеленского, скорее всего, будут реализованы именно в рамках совершенно невыгодного Минска-2.
Почему он невыгоден? Дело в том, что минские соглашения предполагают легитимизацию глав ДНР и ЛНР, через законные местные выборы. И тогда ставленник Москвы Денис Пушилин и сепаратист Леонид Пасечник станут украинскими политиками, представителями целого региона и проводниками российской политической повестки на украинской земле.
Во вторник, 21 мая, новый глава администрации президента Андрей Богдан, заявил, что вопрос достижения мира с Россией должен рассматриваться на референдуме, который хочет инициировать новая команда. И здесь Владимира Зеленского может ожидать сюрприз. Во-первых, многие в Украине считают минский мир капитуляцией. Напомним, что согласно социологическому исследованию, проведенному фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива совместно с Центром Разумкова, по состоянию на декабрь прошлого года, 51,2% граждан Украины согласны на мир путем компромиссов. Но при этом они считают неприемлемыми как раз те уступки, которые предусмотрены Минскими соглашениями. Многие из этих людей воевали, потеряли из-за войны близких людей. К слову, многие идейные «ополченцы» ОРДЛО, также считают Минск-2 капитуляцией, поскольку он предполагает возвращение ДНР и ЛНР в состав Украины, с которой, собственно говоря, и идет война.
Во-вторых, возникает вопрос, какие вопросы выносить на референдум и что, собственно говоря, делать с любыми его результатами, если Россия не желает идти на уступки? Как команда Зеленского сможет имплементировать народное решение, например, вступить в переговоры с Путиным и что произойдет, если диалог провалится, как это неоднократно случалось раньше?
В таком «винегрете» новая вспышка насилия — только вопрос времени. Она чревата не только новым Майданом, но и новыми потерями территорий. Это целиком и полностью устраивает Кремль, который, собственно говоря, и проталкивает Минск для того, чтобы взорвать Украину изнутри. Справится ли с таким вызовом Владимир Зеленский — большой вопрос, но при таком раскладе приобретает зловещий смысл, показанный в сериале «Слуга народа» распад страны на множество мелких «лоскутков».
У Владимира Зеленского есть альтернатива — не выполнять Минск-2, не договариваться с боевиками и вступить в нудные и безрезультатные переговоры о каком-то реформировании минского процесса. Это означает, как минимум, продолжение войны, а значит полный провал всех предвыборных обещаний Зе. А в таком случае единственной реальной перспективой президента Зеленского, может оказаться именно потеря рейтинга, а затем — и потеря должности.