Suomen Kuvalehti (Финляндия): мусульманский пост мешает учебному процессу в финских школах, поскольку дети не едят

«Мы не можем кормить детей насильно или делать им инъекции с питательными веществами»

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мусульманские дети-ученики финских школ соблюдают Рамадан. Автор статьи рассказывает, какие сложности это создает учителям и другим учащимся. В частности, самим голодным детям тяжело сосредоточиться на уроках, они ведут себя беспокойнее, и это быстро передается одноклассникам. Комиссия Финляндии по образованию не захотела комментировать проблемы школ, связанные с Рамаданом.

Для учителей финских средних школ май — изнурительное время. Мусульманский пост, или пост в месяц Рамадан, который приходится на конец школьного года, усложняет процесс обучения.

Рамадан, который начался 5 мая, нарушает учебный процесс в школах. Голодным детям тяжело сосредоточиться во время уроков и на заключительных экзаменах в конце весеннего семестра.

Беспокойство детей, соблюдающих пост в течение дня, быстро передается остальным учащимся.

«Маленькие дети могут поститься дома, а в школе без еды не справиться», — говорит организатор обучения языковых и культурных групп Катья Симонен (Katja Simonen) в средней школе города Тампере.

В начале мая администрация Тампере заявила, что в школах города не будут соблюдать Рамадан. Катья Симонен приравнивает школу к рабочей жизни. На работе тоже нужно подстраиваться под общие правила.

«Речь идет и о состоянии мусульманских детей, и о благополучии всех учащихся. В финских школах дети должны есть», — обосновывает происходящее Симонен.

Примерно 40% учащихся школы Похьйойс Херванта — мигранты. Из 600 учащихся примерно 60 соблюдают Рамадан, несмотря на указания администрации города.

«Мы не можем кормить детей насильно или делать инъекции с питательными веществами. Все, что мы можем сделать — посоветовать родителям не заставлять детей поститься», — говорит директор школы Похьйойс-Херванта Илпо Нюбакка (Ilpo Nybacka).

По мнению директора, первая неделя поста была особенно тяжелой.

«Рамадан был заметен по возросшей тревожности школьных будней. После первой недели уровень сахара, к счастью, у многих детей выровнялся», — рассказывает Нюбакка.

По мнению Катьи Симонен, отвечающей за организацию языковых и культурных групп в школе Тампере, ученикам начальных классов вообще не нужно соблюдать Рамадан, поскольку в мусульманском сообществе постятся только здоровые взрослые.

«Мусульманские дети начинают соблюдать пост только после переходного возраста. Зачем же тогда школам поддерживать пост учеников начальных классов?» — спрашивает Симонен.

В школе Похьйойс-Херванты некоторым школьникам, соблюдающим Рамадан, было настолько тяжело сосредоточиться, что родителей просили немедленно сказать ребенку прекратить поститься.

«Прекращение поста будет обоснованным, если голодание представляет опасность для самого ребенка или вызывает нарушение порядка в школе. К счастью, у нас установлены прямые контакты с опекунами и родителями детей», — говорит директор Нюбакка.

Несмотря на хорошие отношения школы и семей, некоторым родителям все же тяжело принять указания школы о прекращении поста.

«Возможно, им тяжело понять предложение школы прекратить поститься, если уже в 9 лет ребенок является верующим мусульманином и носит платок как символ своей веры. В таких случаях опекуны могут обратиться к преподавателям ислама и имаму», — объясняет Катья Симонен.

Для тех школьников, родители которых не придерживаются курса города Тампере, предлагается вода и дополнительная 15-минутная перемена.

«Вода необходима, но она не уменьшает состояние тревожности», — сообщает директор Нюбакка.

По мнению директора, с позиции школы самыми проблемными являются учащиеся, для которых религиозный пост — способ получить дополнительные льготы.

«Религию и пост нельзя использовать для получения особого статуса. Одно дело — искренняя религиозность, другое — нежелание есть еду, которая кажется школьнику невкусной, возможность дольше находиться на перемене и покупать еду в киоске».

Илпо Нюбакка считает важным соблюдение в финских школах одинаковых правил в отношении всех учащихся

«По этой причине мы не отпускаем мусульманских детей в мечеть посреди школьного дня. Мы не организовываем отдельное время и место для молитв. Правила нашей школы одинаковы для всех учащихся».

По информации Профсоюза преподавателей Финляндии, временами в социальных сетях разгораются серьезные споры.

От преподавателей требуют гибкости, даже соблюдения поста. Считается, что постящийся преподаватель может лучше приспособиться к ритму школьников, соблюдающих религиозный пост.

«Конечно, нельзя полагать, что школа будет меняться, а я — нет. Здоровье ребенка — это самое важное, в первую очередь родители несут ответственность за благополучие ребенка. Я верю, что при совместном участии школы и семьи эту проблему можно решить», — подчеркивает специалист по вопросам охраны труда Профсоюза преподавателей Риина Лянсикаллио (Riina Länsikallio).

По данным Профсоюза преподавателей, у школ и муниципалитетов различаются подходы в отношении Рамадана. Кто-то запрещает пост, кто-то — поддерживает.

«Школы играют большую роль в интеграции мусульман-мигрантов в финскую систему образования. Способы обеспечения свободы вероисповедания можно искать вместе, но правила должны быть общими для всех. Нельзя добиваться льгот, прикрываясь Рамаданом или молитвами. Для отсутствия на уроке нужно получить разрешение, ведению школьных уроков мешать нельзя, хотя голод и утомляет», — говорит представитель профсоюза Пяйви Люхюкяйнен (Päivi Lyhykäinen).

В 2014 году в Финляндии начался скандал из-за молитв и церковных песен во время рождественских и весенних каникул, а также утренних молитв. Противники христианских традиций посчитали это проблемой с точки зрения свободы вероисповедания и равноправия.

Тогда комиссия парламента по вопросам конституции Финляндии сообщила, что псалмы и молитвы не являются проблемой с точки зрения свободы совести и вероисповедания, если о них сообщается заранее.

Тогдашний глава Комиссии по образованию Аулис Питкяля (Aulis Pitkälä) со своей стороны заявил, что христианские традиции в школах приветствуются. По мнению Питкяля, пение церковных псалмов в школах — передача финского культурного наследия от поколения к поколению.

Комиссия по образованию не хочет комментировать начало Рамадана.

«Ответственность за организацию учебного процесса лежит на муниципалитетах. Каждый муниципалитет должен принять собственное решение по этому вопросу», — говорит советник по вопросам образования Леена Ниссиля (Leena Nissilä) из Комиссии по образованию.

Ниссиля считает, что школьники могут испытывать беспокойство скорее из-за того, что заканчивается учебный год и начинается лето.

«В конституции Финляндии зафиксирована свобода вероисповедания. Однако религиозные устои семей не должны негативно сказываться на школьных буднях и работе школы», — говорит Ниссиля.

В 2019 году Рамадан продлится с 5 мая по 4 июня.

Рамадан, месяц мусульманского поста

Во время Рамадана мусульмане могут есть и пить только в период после захода солнца и до рассвета.

Время проведения Рамадана различается год от года. В 2019 году Рамадан начался 5 мая и продлится до 4 июня.

Рамадан — месяц, когда, согласно исламской традиции, Коран был ниспослан пророку Мухаммаду.

Пост в течение месяца Рамадана — важнейшая часть исламской веры. Это четвертый столп ислама, который нужно соблюдать каждому человеку, считающему себя мусульманином.

Обсудить
Рекомендуем